![]()
В мае 2025 года Государственная Дума Российской Федерации приняла решение отклонить законодательную инициативу, направленную на введение полного запрета для государственных служащих на управление автомобилями иностранного производства.
История законопроекта и его основные положения
Изначально данный документ был внесен на рассмотрение парламента еще осенью 2023 года. Его авторы предлагали установить строгие ограничения, касающиеся использования бюджетных средств для приобретения, аренды или лизинга легковых автомобилей не российского происхождения для государственных и муниципальных нужд.
Согласно тексту законопроекта, закупки должны были осуществляться исключительно у автопроизводителей, контрольный пакет акций которых (более 50%) принадлежит российским юридическим или физическим лицам. Таким образом, под определение «отечественных» попадали бы такие бренды, как АВТОВАЗ, «Москвич», Aurus (НАМИ), ГАЗ и УАЗ, в то время как предприятия, занимающиеся крупноузловой сборкой иностранных моделей, были бы исключены из госзаказа.
Кроме того, инициатива обязывала Правительство РФ ежегодно повышать требования к уровню локализации производства автомобилей, поставляемых для государственных нужд, стимулируя тем самым развитие отечественной автомобильной промышленности.
Позиция Правительства и профильного комитета
Однако как Кабинет министров, так и ответственный комитет Госдумы не поддержали данную инициативу. В своих официальных отзывах они указали, что действующее законодательство уже содержит достаточные механизмы для ограничения закупок иностранных автомобилей.
Правительство пояснило, что для государственных нужд можно приобретать только автомобили российской сборки, внесенные в специальный реестр промышленной продукции. Участники госзакупок допускаются к торгам лишь при условии, что предлагаемые ими товары соответствуют установленным требованиям по локализации и присутствуют в этом реестре. По мнению исполнительной власти, это делает дополнительное законодательное регулирование избыточным.
Обратите внимание: 10 ноября 2022 года в Госдуму внесён законопроект, предусматривающий установку датчиков усталости на автомобили такси, автобусы и грузовики.
Итог рассмотрения и смежные инициативы
Рассмотрение документа неоднократно откладывалось, и к первому чтению он поступил только в конце мая 2025 года, где и был окончательно отклонен депутатами.
Примечательно, что практически одновременно с этим решением Президент РФ подписал другой закон – «О запрете использования иностранных автомобилей на рынке такси». Этот нормативный акт, который вступит в силу в марте 2026 года, демонстрирует избирательный подход власти: пока для чиновников сохраняется существующий регламент, для коммерческого сектора, такого как такси и, в перспективе, каршеринг, вводятся более жесткие ограничения на использование иномарок.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 22 мая 2025 года Госдума отклонила законопроект о запрете иномарок для чиновников.


