РСА и ЦБ РФ о будущем тарифов ОСАГО: коридоры сохранятся, полной свободы в 2025 году не будет

Российский союз автостраховщиков (РСА) прокомментировал ход реформы ОСАГО и текущие планы по отказу от жёсткого тарифного регулирования, переходя к более гибкой системе.

От фиксированных ставок к тарифным коридорам

Как отмечает издание Avtospravochnaya.com, с 2019 года в России идёт процесс либерализации тарифов на обязательную автогражданку. Если раньше все страховщики использовали единую базовую ставку, корректируемую стандартными коэффициентами, то теперь регулятор — Банк России — устанавливает лишь нижний и верхний пределы стоимости полиса. В рамках этого «коридора» каждая страховая компания уже самостоятельно определяет итоговую цену для конкретного водителя, учитывая свою статистику и риски.

Благодаря этому нововведению стоимость полиса ОСАГО стала зависеть не только от коэффициентов (безаварийности, мощности авто и т.д.), но и от базового тарифа, который устанавливает страховщик. Именно поэтому цены на страховку для одного и того же человека в разных компаниях теперь могут заметно отличаться.

Динамика изменений и планы на будущее

Сам тарифный коридор для легковых автомобилей физических лиц постепенно расширялся. Последняя его корректировка произошла в 2022 году в два этапа: в январе границы сдвинулись на 10%, а в сентябре — уже на 26%. В итоге на сегодняшний день базовый диапазон для полиса ОСАГО составляет от 1646 до 7535 рублей.

При этом и ЦБ, и страховой рынок неоднократно заявляли о долгосрочной цели — полностью перейти к свободному ценообразованию, убрав любые ограничивающие коридоры. В конце 2024 года в РСА даже заявляли о возможном переходе на безтарифную модель уже с начала 2025 года.

Однако, как стало известно позже, Банк России не поддержал инициативу о полной отмене тарифного регулирования в наступившем году. По словам председателя РСА Евгения Уфимцева, стороны договорились о точечной и адресной корректировке тарифов по мере необходимости. Таким образом, ни значительного расширения действующего коридора для всех водителей, ни перехода на свободные тарифы в 2025 году не планируется.

Обратите внимание: Как рассчитать страховку ОСАГО онлайн?.

Последние изменения в тарифах и коэффициентах

Несмотря на сохранение общей модели, некоторые корректировки всё же происходят. Так, с 27 января 2025 года был расширен тарифный коридор для отдельных категорий транспорта:

  • Для общественного транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) — увеличение на 11,57%.
  • Для легковых такси и грузовиков массой до 16 тонн — увеличение на 20%.

Кроме того, для личных автомобилей с этого же числа повышен коэффициент «ограниченного количества водителей» — с 2,32 до 3,16. Это сделает полисы с ограниченным списком водителей дороже по сравнению с полисами без ограничений.

С января 2025 года также пересмотрены территориальные коэффициенты (КТ) в ряде регионов. В 18 субъектах РФ, где коэффициент был исторически низким, его повысили. В 21 регионе, где значения КТ, наоборот, превышали среднероссийский уровень, коэффициент был снижен. Это должно сделать цены на страховку более справедливыми с учётом реальной аварийности в регионах.

Ещё одно важное нововведение ждёт мотоциклистов: с 17 апреля 2025 года при расчёте ОСАГО для мототехники будет учитываться не только мощность двигателя, но и будет применяться отдельная, специально разработанная таблица коэффициентов водительского стажа.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В Российском союзе автостраховщиков (РСА) рассказали об актуальной ситуации с отказом от тарифных коридоров ОСАГО и переходом на свободные тарифы автострахования.