![]()
Новая инициатива от депутата
В Государственной Думе вновь активизировалась дискуссия о целесообразности использования на дорогах мобильных комплексов фото- и видеофиксации, которые водители часто называют «треногами» или «штативами» ГИБДД. 5 марта 2025 года заместитель председателя Госдумы Владимир Даванков (Новая народная партия) сообщил, что направил в Министерство внутренних дел официальное предложение о полном запрете подобных устройств.
Аргументы против мобильных камер
В своем обращении Даванков привел в пример резонансный случай в Красноярске, когда водитель разбил камеру, спрятанную в кустах. Этот поступок, хоть и был квалифицирован как порча имущества, нашел широкую поддержку среди автомобилистов. Депутат отметил, что мобильные камеры давно воспринимаются не как инструмент для повышения безопасности, а как «передвижные пункты сбора денег». Критике подвергается их размещение: часто их устанавливают на спусках, где сложно вовремя заметить знак, на пустынных участках дорог без объективной опасности, а в последнее время — даже сразу за стационарными камерами, что приводит к двойным штрафам за одно нарушение.
Обратите внимание: На дорогах Киева засняли впечатляющий бэтмобиль (фото).
Даванков убежден, что существующей сети из 30 тысяч стационарных камер вполне достаточно для контроля, и призвал положить конец практике, которая больше похожа на чрезмерный контроль ради самого контроля.
Реакция и предыдущие попытки запрета
Пока неизвестно, как МВД отреагирует на это предложение. Однако многие эксперты расценивают инициативу как популистский шаг, особенно на фоне недавнего решения самой Госдумы. Всего несколько недель назад, 19 февраля 2025 года, парламентарии отклонили в первом чтении аналогичный законопроект, внесенный депутатом от ЛДПР Ярославом Ниловым еще в мае 2024 года.
Суть отклоненного законопроекта
Законопроект Нилова предлагал кардинальное изменение: данные с мобильных комплексов не могли бы служить единственным основанием для автоматического штрафа. Их предлагалось использовать лишь как повод для последующей проверки инспекторами. Ключевым моментом были поправки в КоАП РФ, которые ограничили бы действие исключения из презумпции невиновности только нарушениями, зафиксированными стационарными камерами. Напомним, что по действующим правилам, если нарушение зафиксировано автоматически, бремя доказывания своей невиновности ложится на водителя.
В пояснительной записке к проекту указывалось, что передвижные камеры часто обслуживаются частными компаниями и размещаются не в аварийно-опасных местах, а там, где водители чаще всего незначительно превышают скорость, что создает почву для злоупотреблений.
Почему инициатива была отклонена
Правительство РФ и профильный комитет Госдумы дали на законопроект отрицательные заключения. В итоге 19 февраля его рассмотрели в ускоренном порядке, почти без дебатов, и отклонили. На этом фоне новое заявление о запрете «треног» из стен того же парламента выглядит, как минимум, противоречиво и создает впечатление политического маневра, а не последовательной работы над решением проблемы.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Госдума вновь вернулась к теме запрета "треног" ГИБДД на дорогах.
