Штрафы за среднюю скорость в 2025: эксперименты в регионах и правовые коллизии

Актуальная ситуация со штрафами за превышение средней скорости в 2025 году остается неоднозначной и находится в стадии правового и экспериментального регулирования.

История вопроса и правовая позиция

Как ранее сообщалось, в России использовался метод контроля средней скорости на участках дороги между двумя камерами фиксации. Система рассчитывала скорость по времени прохождения отрезка и, в случае превышения, формировала постановление. Однако осенью 2021 года практика вынесения таких штрафов была приостановлена. Это решение было связано с позицией Верховного Суда РФ, который указал, что административное правонарушение должно быть зафиксировано в конкретный момент времени и в конкретном месте. Контроль средней скорости, по сути, фиксирует нарушение на протяженном участке, что не вполне соответствует этому принципу. Кроме того, возникли сложности с обжалованием таких штрафов из-за разной судебной юрисдикции территорий, где установлены камеры.

Таким образом, до внесения соответствующих изменений в ПДД и КоАП РФ применение штрафов за среднюю скорость было заморожено. Хотя ожидалось, что практика может возобновиться уже в 2024 году после утверждения правительственного постановления, этого не произошло — документ до сих пор не подписан.

Региональные эксперименты 2025 года

В ожидании федеральных решений, два российских региона в начале марта 2025 года инициировали собственные законопроекты о запуске экспериментов по учету средней скорости:

  • Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО): Регион предложил стать «испытательным полигоном» для отработки правовых и технических норм. В ходе пилотного проекта планируется детально описать процедуры фиксации времени, места нарушения и другие нюансы. Из документов неясно, будут ли в тестовый период выписываться реальные штрафы.
  • Вологодская область: Подход здесь более определенный. Эксперимент, запланированный до конца 2026 года, будет проводиться на региональной трассе длиной до 200 км. В описании проекта прямо указано намерение вводить штрафы за превышение средней скорости. Водителей будут предупреждать информационными щитами.

Оба региона планируют реализовать свои инициативы в рамках Экспериментальных правовых режимов (ЭПР), что позволяет временно обойти необходимость изменения федеральных ПДД. По состоянию на март 2025 года, законопроекты направлены в Правительство РФ. Инициатива ЯНАО пока не получила поддержки кабмина, а по проекту Вологодской области замечаний еще не поступало.

Параллели с внедрением камер для контроля ОСАГО

Ситуация со средней скоростью во многом напоминает историю внедрения камер для выявления езды без полиса ОСАГО. Национальный запуск также неоднократно переносился, что сподвигло регионы на самостоятельные действия. Сегодня работа ведется по двум направлениям:

  • Федеральная программа: Первоначальный запуск был запланирован на 1 марта 2025 года, но затем перенесен на 30 июня 2025 года. В рамках этой программы камеры по всей стране будут проверять нарушителей ПДД, а за отсутствие полиса сначала планируется отправлять уведомления через Госуслуги, а не штрафы.
  • Региональные проекты: Регионы имеют право не ждать федерального запуска и внедрять камеры, способные фиксировать отсутствие полиса ОСАГО, при условии сертификации оборудования. В этом случае нарушителям грозят реальные штрафы. О планах по установке таких камер заявили Москва, Казань, Свердловская, Волгоградская и Калининградская области.

Обратите внимание: Хот-хэтч Seat Leon соревнуется в скорости с копьем: Видео.

Таким образом, вопрос штрафов за среднюю скорость в 2025 году остается открытым. Вместо общероссийского ввода работает механизм региональных экспериментов, призванных найти рабочую правовую и техническую модель. Пока федеральное законодательство не приведено в соответствие с требованиями Верховного Суда, массового возврата таких штрафов по всей стране не ожидается.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Последняя информация о штрафах за превышение средней скорости в 2025 году.