![]()
В 2025 году система технического осмотра транспортных средств претерпевает значительные изменения. В этом материале собрана вся актуальная информация о новых правилах, а также даны ответы на самые частые вопросы автовладельцев.
Отмена обязательного техосмотра для частных автомобилей
С 2025 года вступили в силу положения закона, подписанного Президентом РФ в конце 2021 года. Главное нововведение — отмена обязательного периодического технического осмотра для транспортных средств, используемых исключительно в личных целях. Это означает, что владельцы следующих категорий ТС освобождены от регулярного прохождения процедуры:
- Легковые автомобили (категория М1), принадлежащие физическим лицам.
- Мотоциклы (класс L), используемые для личных нужд.
Для всех остальных видов транспорта, включая такси, автобусы и грузовики, обязательный техосмотр сохраняется в полном объеме.
Когда диагностическая карта все еще необходима?
Несмотря на отмену регулярных проверок, диагностическая карта техосмотра остается важным документом в ряде ситуаций. Согласно закону, она требуется при проведении следующих регистрационных действий в ГИБДД:
- Если с года выпуска автомобиля или с момента его последней регистрации/смены владельца прошло более 4 лет.
- При внесении изменений в конструкцию транспортного средства или замене его основных агрегатов (независимо от возраста ТС).
Важно отметить, что это требование распространяется на все транспортные средства, за исключением легких прицепов (категории О1 и О2) массой до 3,5 тонн, принадлежащих физическим лицам. Сотрудники ГИБДД проверяют наличие действующей диагностической карты в единой электронной системе ЕАИСТО. Отсутствие данных может стать основанием для отказа в регистрационных действиях.
Проверки технического состояния на дорогах
Отмена планового техосмотра не означает, что за состоянием автомобиля можно не следить. Инспекторы ГИБДД обязаны проводить проверки технического состояния транспортных средств непосредственно на дорогах. Основаниями для такой проверки могут служить:
- Визуально заметные неисправности, запрещающие эксплуатацию (например, негорящие фары, течь тормозной жидкости).
- Признаки несоответствия требованиям технических регламентов (установка нестандартного оборудования, внесезонная резина).
- Данные о причастности автомобиля к ДТП, административному правонарушению или преступлению.
Водитель несет полную ответственность за исправность своего транспортного средства. Согласно ПДД, перед выездом он обязан убедиться в его технической исправности. В случае ДТП, причиной которого стала неисправность, вина может быть возложена на водителя.
Техосмотр и страховка ОСАГО
С августа 2021 года для оформления полиса ОСАГО больше не требуется действующая диагностическая карта. Это правило едино для всех категорий транспортных средств. Однако существует важное исключение, касающееся регрессных требований страховой компании.
В 2025 году страховая компания имеет право взыскать выплаченные потерпевшему суммы с виновника аварии, если у того не было действующего техосмотра, только для трех категорий ТС:
- Такси.
- Автобусы.
- Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов или пассажиров.
Для владельцев личных легковых автомобилей и мотоциклов такой риск регресса из-за отсутствия техосмотра отменен.
Стоимость техосмотра в 2025 году
С октября 2022 года в России действует методика расчета стоимости техосмотра, утвержденная ФАС. Установлены единые минимальные цены по категориям:
- Легковой автомобиль: от 913 рублей.
- Грузовой автомобиль: от 999 рублей.
- Автобус: от 1563 рублей.
Конкретные максимальные тарифы устанавливаются в каждом регионе. Цены на следующий год публикуются до 20 декабря текущего года. В январе 2025 года ФАС вынесла на общественное обсуждение проект корректировки методики, который может привести к повышению стоимости процедуры.
Ужесточение контроля и борьба с «фотошопом»
С 4 января 2025 года вступил в силу приказ МВД, направленный на борьбу с недобросовестными пунктами техосмотра, которые выдают диагностические карты без реального осмотра автомобиля («фотошоп»). Теперь при проведении техосмотра обязательно фотографирование транспортного средства непосредственно на станции.
В систему ЕАИСТО внедрены алгоритмы для выявления подозрительной активности, например:
- Многократная загрузка фотографий с признаками монтажа.
- Несоответствие сезона или времени суток на фото дате проведения осмотра.
- Загрузка снимков, сделанных якобы в помещении, но с элементами природы на фоне.
При выявлении нарушений ГИБДД проводит проверку, аннулирует нелегитимные диагностические карты, а операторы пунктов техосмотра несут ответственность, вплоть до лишения аккредитации.
Будущее системы техосмотра
В 2025 году продолжается дискуссия о дальнейшей реформе системы. Рассматривается законопроект о передаче функций контроля за техосмотром от Российского союза автостраховщиков (РСА) к Росаккредитации. Однако профильный комитет Госдумы рекомендовал отклонить его в первом чтении, поэтому вероятность скорых изменений в этой сфере невелика.
Также обсуждается инициатива о возможном возврате обязательного техосмотра для легковых автомобилей, в частности для машин старше 10 лет. Однако на данный момент официальных решений по этому вопросу не принято.
Обратите внимание: Первая информация про суперкар Lamborghini LB48H для избранных.
Если вам необходимо приобрести или продлить полис ОСАГО, вы можете сравнить ценовые предложения на моем сайте и выбрать наиболее подходящий вариант.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Последняя актуальная информация по техосмотру в 2025 году + ответы на частые вопросы.