![]()
28 января 2025 года представители Госавтоинспекции дали официальный комментарий по поводу слухов о массовом прекращении регистрации автомобилей, ввезённых в Россию по так называемым «серым» схемам. В ведомстве заявили, что информация о масштабных аннулированиях учётных данных не соответствует действительности.
Корни проблемы: новые правила 2024 года
Ситуация берёт начало с постановления правительства №152, подписанного 13 февраля 2024 года. Этот документ был направлен на ужесточение правил ввоза автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), таких как Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан. Целью нововведений, как отмечалось в пояснительной записке, было создание равных условий для всех. Речь шла о том, чтобы граждане и компании, ввозящие растаможенные автомобили из стран ЕАЭС, не имели необоснованных преимуществ перед теми, кто ввозит машины напрямую в Россию и платит все положенные налоги и сборы в полном объёме.
Суть поправок сводилась к следующему: если при ввозе автомобиля из страны ЕАЭС была искусственно занижена таможенная стоимость (что позволяло сэкономить на таможенных платежах, НДС и акцизе), то эта недоплата должна была быть учтена и взыскана в составе утилизационного сбора. Контроль за правильностью расчёта этого сбора был возложен на Федеральную таможенную службу (ФТС). Новые правила официально вступили в силу 1 апреля 2024 года.
Официальная позиция ГИБДД: опровержение с нюансами
В конце января 2025 года в ряде СМИ появились сообщения о том, что ГИБДД начала массово снимать с учёта автомобили, ввезённые с нарушениями. 28 января ведомство выступило с опровержением. В официальном заявлении было сказано, что информация о массовом прекращении регистрации из-за недоплаты утилизационного сбора «не соответствует действительности».
Однако, как это часто бывает, в ситуации есть важные нюансы, которые ГИБДД также прокомментировала. Ведомство пояснило, что федеральное законодательство содержит исчерпывающий список оснований для прекращения регистрации транспортного средства. Изменение статуса электронного паспорта автомобиля (ЭПТС) из-за перерасчёта утилизационного сбора в этот список не входит. Это означает, что машину не снимут с учёта принудительно только на этом основании.
Обратите внимание: В Украине упростили процедуру регистрации авто.
Ключевая проблема для владельцев заключается в другом. Если статус ЭПТС был изменён, это может стать законным основанием для отказа в последующих регистрационных действиях. Например, владелец не сможет продать автомобиль или оформить его на нового собственника. При этом текущая эксплуатация транспортного средства не запрещается.
В ГИБДД подчеркнули, что вопросы взыскания недоплаченных сборов должны решаться в рамках таможенного и гражданского законодательства, в том числе через службу судебных приставов (ФССП), а не путём принудительного снятия машин с учёта.
Позиция таможни и риски для автовладельцев
Федеральная таможенная служба также отреагировала на слухи. В сообщении для ТАСС в ФТС заявили, что не подтверждают информацию о массовых рассылках уведомлений владельцам «параллельно» ввезённых автомобилей с требованием доплаты. Важно отметить, что таможня опровергла именно масштабный характер таких действий, но не саму возможность направления требований о доплате, которая прямо предусмотрена законом.
Таким образом, складывается следующая картина: массового одномоментного снятия машин с учёта нет, но у автомобилей, ввезённых с занижением стоимости, в будущем почти гарантированно возникнут проблемы при попытке совершить любые регистрационные действия в ГИБДД. Кроме того, владельцы таких машин могут получить требование от ФТС (через суд и приставов) о взыскании недоплаченной суммы утилизационного сбора.
Выводы для покупателей подержанных автомобилей в 2025 году
Эксперты обращают особое внимание покупателей на возросшие риски при приобретении подержанных иномарок. Опасность представляют не только автомобили, заказанные напрямую из-за рубежа, но и те, что уже находятся в России и продаются на вторичном рынке. Крайне сложно быть уверенным на 100%, что утилизационный сбор за конкретную машину был уплачен в полном объёме по действующим правилам, а не по заниженной схеме.
Покупка такого «кота в мешке» грозит новому владельцу серьёзными проблемами: отказом в перерегистрации и финансовыми претензиями со стороны таможенных органов. Поэтому перед заключением сделки необходима максимально тщательная проверка истории автомобиля и легальности его таможенного оформления.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 28 января 2025 года в ГИБДД прокомментировали информацию о массовом прекращении регистрации ввезённых в Россию автомобилей.

