![]()
Для начинающих водителей особенно важно разобраться в вопросе поддержания правильного давления в шинах в холодное время года, чтобы избежать распространенных ошибок и обеспечить безопасность.
Физика процесса: почему давление «убегает» на морозе?
Один из самых частых вопросов среди автовладельцев — нужно ли менять давление в шинах с приходом зимы. Существует устойчивое, но ошибочное мнение, что с наступлением морозов колеса нужно подкачивать сильнее, чем летом. Давайте разберемся, откуда растут ноги у этого мифа.
Все дело в базовых законах физики: при охлаждении воздух сжимается, что приводит к падению давления внутри шины. И наоборот, во время движения, из-за трения и нагрева резины, давление возрастает. Именно поэтому производители и опытные автомеханики рекомендуют проверять давление в холодных шинах, то есть перед поездкой, а не после. Показания, снятые с прогретых колес, будут завышенными и не отражают реальной картины.
Единый стандарт: что говорит производитель?
Ключевое правило, которое нужно запомнить: оптимальное давление для вашего автомобиля устанавливается не погодой за окном, а его создателем. Эти цифры являются результатом инженерных расчетов и тестов, обеспечивающих баланс между управляемостью, комфортом, износом резины и экономией топлива.
Найти эти данные можно на специальной табличке (часто расположенной на стойке двери со стороны водителя, внутри лючка бензобака или на торце двери), а также в руководстве по эксплуатации автомобиля. Например, для Лады Калины с колесами R14 стандартное давление на всех осях составляет 2,0 атмосферы (кгс/см²). И завод-изготовитель не дает отдельных рекомендаций для лета или зимы.
Обратите внимание: Езда на газе зимой: какие есть нюансы?.
Это значит, что целевой показатель — те самые 2,0 атмосферы — остается неизменным круглый год.Главный зимний нюанс: не менять, а контролировать
Таким образом, самая распространенная ошибка — сознательное повышение давления в шинах «на зиму» — не только не нужна, но и может быть вредна. Излишне перекачанная шина имеет меньшую площадь контакта с дорогой, что ухудшает сцепление на зимней трассе, особенно на льду и укатанном снегу.
Основная задача водителя зимой — не менять норму, а чаще ее проверять и поддерживать. При резком похолодании (например, если вы последний раз подкачивали колеса при +5°C, а ночью ударил мороз -15°C) давление может упасть значительно — на 0.3-0.5 атмосферы и более. Если не скорректировать это падение, автомобиль станет хуже управляться, увеличится расход топлива и износ протектора по краям.
В условиях экстремальных морозов, которые не редкость в северных регионах России, падение давления может быть настолько сильным, что шина полностью сплющится. Яркий пример произошел в Якутске в январе 2025 года, где при температуре ниже -40°C у автомобиля спустили оба задних колеса прямо во время движения. К счастью, патруль ДПС, часто оснащенный переносными компрессорами для помощи в таких ситуациях, оказался рядом и помог водителю.
![]()
Практический вывод: правило своевременной проверки
Вывод прост и универсален: давление в шинах нужно проверять и приводить к норме, рекомендованной производителем, при любом резком изменении температуры окружающей среды. Это касается как аномальных морозов зимой, так и сильной жары летом. Не стоит ждать, пока проблема (спущенное колесо или ухудшившаяся управляемость) заявит о себе сама. Регулярный контроль — залог вашей безопасности и сохранности автомобиля.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Начинающим водителям нужно знать важный нюанс о давлении в шинах в мороз.
