![]()
С 4 января 2025 года Министерство внутренних дел Российской Федерации вводит усиленные меры контроля за процедурой технического осмотра транспортных средств. Это решение направлено на повышение качества проверок и борьбу с недобросовестными операторами.
Кому нужен техосмотр, а кому нет?
Напомним, что с конца 2021 года, после подписания Президентом РФ Владимиром Путиным соответствующего закона, для частных владельцев автомобилей и мотоциклов отменена обязанность проходить периодический техосмотр. Однако это правило действует только при соблюдении строгих условий:
- Легковые автомобили (категория М1): Осмотр не требуется, если машина используется исключительно для личных нужд, не участвовала в сделках купли-продажи, не менялся собственник, а также не вносились изменения в конструкцию или основные узлы.
- Мотоциклы (категория L): Аналогичное правило применяется к двухколесному транспорту, используемому в личных целях без смены владельца и конструктивных изменений.
Для всех остальных категорий транспорта, а также в ряде конкретных ситуаций, прохождение техосмотра остается обязательным. Диагностическая карта необходима при регистрационных действиях в ГИБДД, если:
- Транспортному средству более 4 лет (с учетом года выпуска);
- Происходит смена владельца автомобиля или мотоцикла старше 4 лет;
- В конструкцию автомобиля были внесены изменения или произведена замена основных узлов.
Важно отметить, что при таких процедурах предъявить действующую диагностическую карту обязаны практически все транспортные средства. Исключение составляют лишь легковые прицепы физических лиц с разрешенной массой до 3,5 тонн (категории О1 и О2).
Почему контроль ужесточается?
В последние годы правила техосмотра постоянно совершенствуются: был введен минимальный регламент времени на процедуру, стало обязательным фотографирование автомобиля на пункте, а затем и требование делать фото эксперта рядом с проверяемой машиной. Несмотря на это, проблема нелегальных и «липовых» диагностических карт остается острой.
Недобросовестные операторы находят лазейки: ограничиваются формальным соблюдением сроков, делают необходимые фотографии, но по факту не проводят полноценную проверку. Широко распространена практика подделки фотоотчетов с помощью графических редакторов — специалисты меняют номера, цвет автомобиля или вовсе «вставляют» машину на снимки, сделанные в другое время и в другом месте.
Обратите внимание: О масштабных отзывах автомобилей в России.
Аннулирование таких карт ГИБДД ранее не приводило к системным изменениям.Новые критерии риска с 4 января 2025 года
Для борьбы с нарушениями МВД России разработало и утвердило новый приказ, который вступает в силу 4 января 2025 года. Документ дополняет перечень «показателей риска». При выявлении следующих фактов в отношении оператора техосмотра будет проводиться внеплановая проверка:
- Ошибки в данных о тахографе: Три и более случая внесения неверных сведений о тахографе в диагностическую карту (для транспортных средств, где его установка обязательна).
- Признаки редактирования фотографий: Три и более факта загрузки в систему ЕАИСТО снимков со следами графического редактирования, выявленные в течение двух месяцев.
- Несоответствие дат и условий съемки: Три и более случая, когда фото в системе имеют признаки несовпадения по времени года, суток или дате с заявленным временем проведения техосмотра.
- Съемка в закрытом помещении с элементами природы: Три и более фотографии, на которых автомобиль, якобы проходящий осмотр в помещении пункта, отражает в себе элементы природной среды (деревья, небо и т.д.).
- Несоответствие подписей: Три и более факта, когда данные в системе подписаны разными техническими экспертами одного оператора, хотя на фото фигурирует один и тот же специалист.
При подтверждении нарушений ГИБДД будет аннулировать все выданные таким оператором диагностические карты. Сам оператор понесет административную ответственность в виде штрафов, а также рискует быть отстраненным от деятельности. Напомним, что надзор за системой ЕАИСТО осуществляет Госавтоинспекция, а аккредитацией пунктов техосмотра занимается Российский союз автостраховщиков (РСА). Ранее также звучали предложения о возврате обязательного техосмотра для легковых автомобилей к 2026 году.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: МВД России ужесточит контроль за техосмотром с 4 января 2025 года.
