![]()
В российском автомобильном сообществе активно обсуждаются планы по возвращению обязательной процедуры технического осмотра для определённых категорий транспортных средств. Инициатива, озвученная на высоком уровне, может затронуть миллионы автовладельцев.
Текущая ситуация: для кого техосмотр не обязателен?
Напомним, что с конца 2021 года, после подписания Президентом РФ соответствующего закона (№ 494-ФЗ), для частных владельцев отменены обязательные периодические проверки их автомобилей и мотоциклов. Это касается транспортных средств, которые используются исключительно для личных нужд и не участвуют в коммерческой деятельности.
Таким образом, в 2024 году регулярный техосмотр не требуется для:
- Личных легковых автомобилей (категория М1): При условии, что машина используется владельцем для себя, не продавалась, не менялся собственник, а также не вносились изменения в конструкцию или основные узлы.
- Личных мотоциклов (категория L): Аналогичные правила действуют и для двухколёсного транспорта, используемого в личных целях без изменений в конструкции и владельце.
Однако закон 2021 года установил важное исключение: диагностическая карта остаётся обязательным документом при совершении ряда регистрационных действий в ГИБДД. Это необходимо, например, при первой регистрации автомобиля старше 4 лет, при смене его владельца или при внесении изменений в конструкцию. Данное правило распространяется на все транспортные средства, за исключением лёгких прицепов частных лиц массой до 3,5 тонн.
Планы на будущее: возвращение осмотра для возрастных авто
Ситуация может измениться уже в ближайшие годы. В октябре 2024 года в Совете Федерации состоялось ключевое обсуждение, посвящённое роли техосмотра в обеспечении безопасности на дорогах. По его итогам была озвучена инициатива о возобновлении обязательных периодических проверок.
Наиболее активным сторонником этой идеи выступил Российский союз автостраховщиков (РСА). Его представители предложили с 2026 года вернуть обязательный техосмотр, но не для всех машин, а в первую очередь для легковых автомобилей старше 10 лет.
Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.
Аргументируя свою позицию, директор по защите активов РСА Сергей Ефремов отметил, что страховые компании, как ключевые участники рынка ОСАГО и КАСКО, напрямую заинтересованы в технической исправности автомобилей. Статистика показывает, что средний возраст парка в стране составляет около 15 лет, что повышает потенциальные риски.По итогам круглого стола Альянс операторов техосмотра подготовил официальное обращение к региональным властям с тремя основными предложениями:
- Восстановить с 2026 года обязательный техосмотр для легковых автомобилей, возраст которых превышает 10 лет.
- Сохранить полномочия по организации техосмотра за РСА, не передавая их Росаккредитации.
- Отменить действующий мораторий на проведение проверок на пунктах техосмотра.
Таким образом, в фокусе внимания законодателей и экспертов сейчас находятся именно автомобили с большим сроком эксплуатации. Обсуждение продолжается, и окончательное решение будет принято с учётом мнения всех заинтересованных сторон.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Стало известно, для каких машин хотят вернуть обязательный техосмотр.
