Госдума отклонила инициативу об обязательном использовании общественного транспорта чиновниками

Изображение автомобиля

На пленарном заседании 12 декабря 2024 года Государственная Дума РФ отказалась поддержать законодательную инициативу, которая предполагала введение для государственных служащих обязанности дважды в неделю пользоваться общественным транспортом для поездок на работу.

Суть отклоненного законопроекта

Идея, поступившая на рассмотрение парламентариев еще 6 сентября, была известна как «день без автомобиля» для чиновников. Согласно тексту документа, федеральные, региональные и муниципальные должностные лица должны были выделять два рабочих дня в неделю для того, чтобы добираться до места службы на автобусах, троллейбусах, метро или иных видах общественного транспорта.

Организационные вопросы, включая конкретные даты, предлагалось делегировать разным уровням власти:

  • Правительству РФ – для федеральных чиновников;
  • Региональным властям – для служащих субъектов Федерации;
  • Муниципальным образованиям – для местных управленцев.

Аргументы авторов инициативы

Разработчики законопроекта обосновывали его необходимость двумя ключевыми причинами. Во-первых, они указывали на изношенность парка общественного транспорта во многих регионах России и полагали, что личный опыт чиновников поможет лучше выявлять и оперативнее решать системные проблемы в этой сфере.

Во-вторых, инициатива преследовала цель повысить доверие граждан к власти через демонстрацию готовности госслужащих разделить бытовые трудности с населением. Авторы рассчитывали, что личный пример ответственных лиц побудит больше граждан отказаться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта, что, в свою очередь, должно было снизить нагрузку на дорожную сеть и улучшить экологическую обстановку в городах. В качестве успешных прецедентов приводился опыт некоторых стран СНГ, например, Узбекистана и Кыргызстана.

Обратите внимание: 31 декабря 2022 года истекает срок действия скидки 30% на уплату госпошлин через портал Госуслуг.

Позиция комитета Госдумы и итоги голосования

Ключевую роль в судьбе инициативы сыграло отрицательное заключение Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству. Эксперты комитета указали на ряд фундаментальных правовых противоречий.

Главный аргумент заключался в том, что принудительное предписание способа передвижения во внерабочее время нарушает конституционные права граждан, включая право на свободу передвижения и неприкосновенность частной жизни (статьи 27 и 23 Конституции РФ соответственно). Комитет также отметил, что авторы не предложили реалистичного механизма контроля и не учли ситуаций, когда у чиновника физически нет альтернативы личному транспорту (например, по состоянию здоровья или из-за отсутствия маршрутов).

Было указано и на несоответствие заявленных целей предлагаемым мерам: решение проблем износа транспорта требует системных бюджетных и управленческих решений, а не символических акций. На основании этой критики 12 декабря 2024 года депутаты отклонили законопроект уже в первом чтении, не допустив его к дальнейшему рассмотрению.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: 12 декабря 2024 года Госдума отклонила законопроект, обязывающий чиновников два дня в неделю добираться на работу общественным транспортом.