
На пленарном заседании 12 декабря 2024 года Государственная Дума РФ отказалась поддержать законодательную инициативу, которая предполагала введение для государственных служащих обязанности дважды в неделю пользоваться общественным транспортом для поездок на работу.
Суть отклоненного законопроекта
Идея, поступившая на рассмотрение парламентариев еще 6 сентября, была известна как «день без автомобиля» для чиновников. Согласно тексту документа, федеральные, региональные и муниципальные должностные лица должны были выделять два рабочих дня в неделю для того, чтобы добираться до места службы на автобусах, троллейбусах, метро или иных видах общественного транспорта.
Организационные вопросы, включая конкретные даты, предлагалось делегировать разным уровням власти:
- Правительству РФ – для федеральных чиновников;
- Региональным властям – для служащих субъектов Федерации;
- Муниципальным образованиям – для местных управленцев.
Аргументы авторов инициативы
Разработчики законопроекта обосновывали его необходимость двумя ключевыми причинами. Во-первых, они указывали на изношенность парка общественного транспорта во многих регионах России и полагали, что личный опыт чиновников поможет лучше выявлять и оперативнее решать системные проблемы в этой сфере.
Во-вторых, инициатива преследовала цель повысить доверие граждан к власти через демонстрацию готовности госслужащих разделить бытовые трудности с населением. Авторы рассчитывали, что личный пример ответственных лиц побудит больше граждан отказаться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта, что, в свою очередь, должно было снизить нагрузку на дорожную сеть и улучшить экологическую обстановку в городах. В качестве успешных прецедентов приводился опыт некоторых стран СНГ, например, Узбекистана и Кыргызстана.
Обратите внимание: 31 декабря 2022 года истекает срок действия скидки 30% на уплату госпошлин через портал Госуслуг.
Позиция комитета Госдумы и итоги голосования
Ключевую роль в судьбе инициативы сыграло отрицательное заключение Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству. Эксперты комитета указали на ряд фундаментальных правовых противоречий.
Главный аргумент заключался в том, что принудительное предписание способа передвижения во внерабочее время нарушает конституционные права граждан, включая право на свободу передвижения и неприкосновенность частной жизни (статьи 27 и 23 Конституции РФ соответственно). Комитет также отметил, что авторы не предложили реалистичного механизма контроля и не учли ситуаций, когда у чиновника физически нет альтернативы личному транспорту (например, по состоянию здоровья или из-за отсутствия маршрутов).
Было указано и на несоответствие заявленных целей предлагаемым мерам: решение проблем износа транспорта требует системных бюджетных и управленческих решений, а не символических акций. На основании этой критики 12 декабря 2024 года депутаты отклонили законопроект уже в первом чтении, не допустив его к дальнейшему рассмотрению.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 12 декабря 2024 года Госдума отклонила законопроект, обязывающий чиновников два дня в неделю добираться на работу общественным транспортом.