![]()
Правительство обсуждает два возможных подхода к внедрению системы автоматической фиксации нарушений, связанных с отсутствием полиса ОСАГО. Запуск технологии запланирован на 1 марта 2025 года.
Предыстория и планы на запуск
Идея использования камер для выявления водителей без действующего полиса обязательного страхования обсуждается в России уже несколько лет. В октябре 2024 года, как сообщали "Известия", на заседании Кабинета министров была достигнута принципиальная договоренность о старте системы с указанной даты. Это нововведение идет в ногу с другими изменениями: с недавнего времени полис ОСАГО больше не требуется предъявлять при регистрации автомобиля в ГИБДД.
Экспериментальный этап вместо мгновенных штрафов
Согласно последней информации, с марта 2025 года начнется не полноценная работа системы, а ее пилотный запуск, рассчитанный на один год. В этот период камеры будут выявлять автомобили без актуальной страховки, но вместо штрафов владельцы таких машин будут получать уведомления через портал "Госуслуги". В них будет содержаться предписание устранить нарушение, то есть оформить полис. Аналогичные уведомления будут приходить и тем, кто использует поддельные страховые документы.
Цель эксперимента — протестировать работу системы, подготовить автовладельцев и собрать точные данные о реальном количестве застрахованных транспортных средств. Если этап пройдет успешно, с минимальным количеством ошибок и начнет снижаться число нарушителей, эксперимент могут завершить досрочно. Только после этого система заработает в полную силу, и за езду без ОСАГО начнут выписывать штрафы.
Два технических сценария проверки
Изначально обсуждалась модель "двойного" штрафа. По этому сценарию проверка наличия полиса ОСАГО проводилась бы только для автомобилей, уже зафиксированных камерами за другие нарушения ПДД (например, превышение скорости). Это позволило бы снизить нагрузку на серверы системы.
Однако, как заявил в конце октября 2024 года председатель Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, технически система уже готова к тотальной проверке всего транспортного потока. Какой из двух вариантов будет выбран для старта эксперимента, станет известно ближе к марту 2025 года.
Обратите внимание: Из Смарта сделали самый маленький шестиколесный авто в мире.
Как система будет снижать нагрузку на серверы
Генеральный директор АО «НСИС» (оператор базы ОСАГО) Николай Галушин пояснил механизм работы. Система будет делать фотографии всех проезжающих машин, но сразу удалять снимки тех автомобилей, по которым в базе данных есть актуальная информация о полисе. Изображения машин без страховки будут храниться в системе в течение одних суток. Если за это время полис не будет оформлен, владельцу придет "письмо счастья".
Важный нюанс: информация об электронных полисах попадает в базу мгновенно, а данные о бумажных полисах страховые агенты могут вносить в течение суток. Это может создать небольшую задержку.
Приобрести электронный полис ОСАГО, сравнив предложения ведущих страховых компаний, можно на специализированных онлайн-сервисах.
Будущие штрафы и законодательные инициативы
Параллельно готовятся изменения в законодательстве. Ожидается, что количество штрафов за отсутствие ОСАГО будет ограничено одним в день. После первого штрафа у водителя будет возможность исправить ситуацию. Если он этого не сделает, штрафы будут приходить ежедневно.
Кроме того, с 1 октября 2024 года в Госдуму внесен законопроект, ужесточающий наказание за повторную езду без страховки. Штраф может вырасти с нынешних 800 рублей до 5000 рублей. Первое чтение документа запланировано на декабрь 2024 года. Таким образом, к моменту полноценного запуска камер штрафы для злостных нарушителей могут стать значительно серьезнее.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Власти рассматривают два сценария запуска камер на ОСАГО с 1 марта 2025 года.

