Конфискация автомобилей для злостных нарушителей ПДД стала обязательной мерой наказания

Верховный суд России установил важный юридический прецедент, определив конфискацию транспортных средств у злостных нарушителей правил дорожного движения не как возможную дополнительную меру, а как обязательную часть наказания. Это решение направлено на ужесточение ответственности за систематические и опасные нарушения.

Правовая основа конфискации

Возможность принудительного безвозмездного изъятия автомобиля в пользу государства была введена с 25 июля 2022 года после принятия Федерального закона № 258-ФЗ. Этот закон внес изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, расширив перечень оснований для конфискации.

Автомобиль может быть конфискован, если его владелец совершил одно из следующих уголовных преступлений, связанных с управлением транспортом:

  • Неоднократное вождение в состоянии опьянения (ст. 264.1 УК РФ): Если лицо уже привлекалось к ответственности за аналогичное административное правонарушение или имеет судимость.
  • Систематические грубые нарушения ПДД (ст. 264.2 УК РФ): Речь идет о повторных выездах на встречную полосу или многократном превышении скорости более чем на 60 км/ч лицом, лишенным прав.
  • Управление автомобилем после лишения прав (ст. 264.3 УК РФ): Когда водитель, уже лишенный прав и привлекавшийся за это, снова садится за руль.

Согласно поправкам, транспортное средство теперь официально рассматривается как орудие совершения преступления, что и служит основанием для его изъятия с целью предотвращения новых правонарушений.

Особенности применения конфискации

Законодательство предусматривает ряд суровых условий, делающих конфискацию практически неотвратимой:

  • Совместная собственность: Даже если автомобиль оформлен в совместную собственность супругов, он подлежит изъятию. Второй супруг впоследствии может претендовать лишь на компенсацию своей доли стоимости.
  • Кредитные обязательства: Наличие автокредита или иного обременения не является препятствием для конфискации. Нарушитель лишится автомобиля, но обязанности по выплате долга перед банком у него останутся.
  • Продажа автомобиля до суда: Если правонарушитель успел продать транспортное средство, суд вправе взыскать с него денежный эквивалент его стоимости. Такая практика уже применяется.

Позиция Верховного суда: от дополнительной к обязательной мере

В 2024 году Верховный суд в своих разъяснениях и решениях по конкретным делам неоднократно подчеркивал, что конфискация является обязательной, а не факультативной мерой. Это было сделано для устранения судебной практики, когда суды первой инстанции иногда не применяли изъятие автомобиля.

Наглядный пример из Тамбова (май 2024 г.): Водитель, ранее лишенный прав за отказ от медосвидетельствования, после возврата прав снова сел за руль в нетрезвом виде. Суд первой инстанции назначил ему наказание, но не конфисковал автомобиль. Прокуратура обжаловала это решение. Апелляционный суд указал на нарушение закона и отменил приговор в части, касающейся конфискации, направив дело на новое рассмотрение. Верховный суд поддержал эту позицию, разъяснив, что при осуждении по «конфискационным» статьям УК автомобиль должен быть изъят в любом случае. Примечательно, что пока шло разбирательство, водитель успел переоформить, а затем и продать машину. В такой ситуации суд постановил взыскать с него денежный эквивалент стоимости автомобиля.

Обратите внимание: В 2023 году конфискация автомобилей злостных нарушителей ПДД продолжается - в Башкортостане конфискован ВАЗ-2109 четырежды.

Подтверждение практики в сентябре 2024 года

Первый апелляционный суд общей юрисдикции, обобщая судебную практику, вновь подтвердил обязательный характер конфискации. В качестве примера была приведена ситуация с жителем Московской области, осужденным за повторное вождение в нетрезвом виде (ст. 264.1 УК РФ). Несмотря на то что к моменту суда он успел продать свой Toyota Land Cruiser, суд первой инстанции не стал выносить решение о конфискации. Апелляция признала это ошибкой и постановила взыскать с нарушителя сумму, равную стоимости проданного автомобиля.

Таким образом, сложившаяся судебная практика однозначно свидетельствует: для злостных нарушителей ПДД, осужденных по соответствующим статьям УК, потеря автомобиля (или его денежной стоимости) стала обязательным элементом наказания, призванным пресечь дальнейшие опасные действия на дорогах.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Кассационный суд признал конфискацию автомобилей злостных нарушителей ПДД не дополнительной, а обязательной мерой.