Как мы выжили на ралли «Шелковый путь»: 5000 км на почти стандартном Tank 300

Представьте: вы управляете практически серийным внедорожником Tank 300 City на одном из самых сложных ралли-рейдов в мире — «Шелковый путь». Звучит как безумие, но для нас это стало реальностью. После прохождения спортивной клиники и получения гоночной лицензии мы с коллегой Владимиром Мельниковым из «Авторевю» погрузили сумки в багажник и отправились в Томск, чтобы окунуться в 11-дневное приключение, ставшее главным событием лета.

Нашим внимательным читателям уже известно, что мы не просто дошли до финиша в категории «Гранд Тур» (предназначенной для серийных или похожих полноприводных автомобилей), но и заняли третье место. За кадром остались подробности о перипетиях гонки и огромном штрафе в 2,5 часа. Пришло время рассказать, как на самом деле устроена жизнь на российской части этого масштабного ралли.

Что такое ралли-рейд

Если перед глазами сразу возникают образы мощных грузовиков КАМАЗ, взлетающих над дюнами, мотоциклистов, пробивающихся сквозь пыльные бури, и внедорожников, штурмующих бездорожье — вы абсолютно правы! Ралли-рейд — это многодневная гонка на сотни и тысячи километров по самым отдаленным и сложным уголкам планеты: через поля, леса, горы и пустыни. Это испытание, о котором мечтают лишь настоящие энтузиасты экстремальных приключений.

Именно такие энтузиасты собрались на юбилейном, 15-м по счету, ралли «Шелковый путь». Всего на старт вышло 82 экипажа в категориях грузовиков, мотоциклов, внедорожников и вездеходов. А в нашей категории «Гранд Тур» соревновался впечатляющий парк из 25 автомобилей!

Маршрут этого года был особенным: гонка не ограничилась территорией России, как в прошлом сезоне. Стартовав в Томске, мы финишировали в Улан-Баторе, столице Монголии. Общая дистанция превысила 5000 километров, которые нужно было преодолеть за 11 дней. Основная часть пути пролегла по монгольским степям и полупустыням. Для подготовленного раллийного автомобиля такая дистанция — норма, но для «Гранд Тура» она была сокращена всего на 700 километров, что делало её не менее суровой.

«Гранд Тур» — это не только туризм

Категория «Гранд Тур» задумана для серийных автомобилей, но спектр допустимых доработок здесь практически не ограничен. Главные требования — наличие полного привода и запас хода около 700 километров (естественно, с учетом дополнительных топливных баков, которые везут с собой все участники).

Организаторы позиционируют эту категорию как возможность для любителей окунуться в атмосферу большого ралли, увидеть изнутри работу профессиональных команд и насладиться красотами труднодоступных мест. Однако «Гранд Тур» — это не просто прогулка. Борьба за победу здесь была ожесточенной и продолжалась до последнего километра.

Ключевым отличием от прошлых лет стало наличие специальных участков (СУ). Мы преодолели 759 километров по тем же сложнейшим трассам, что и «взрослые» экипажи: через поля, леса, пески и скалы.

Это сразу разделило участников на два лагеря. Одна половина — владельцы стандартных кроссоверов вроде Nissan X-Trail, Jaecoo J8 и Jetour T2, чья главная цель была просто добраться до финиша. Другая половина, включая нас на Tank 300 и экипажи на Toyota Land Cruiser, устроила настоящую битву за подиум.

Наш Tank 300 City по техническим возможностям оказался в середине рейтинга. Но самое удивительное — вся тройка призеров состояла из практически стандартных «трехсоток».

Модификации наших автомобилей были минимальны: защита двигателя и трансмиссии, экспедиционный багажник и вездеходные шины Kumho. Некоторые конкуренты использовали более серьезные амортизаторы с выносными бачками, лучше приспособленные для пересеченной местности. Как же нам удалось их опередить? Секрет — в штрафах, а точнее, в умении их избегать.

Время — главный ресурс

Весь ралли-рейд живет по строжайшему графику. Каждый вечер в 20:00 — обязательный брифинг для всех участников. Затем публикуется время выезда из кемпинга для каждого экипажа. Опоздание? Штраф!

Утром вы получаете священный Грааль гонки — контрольную карточку, которую судья отмечает на каждом контрольном пункте (КП). Пропуск КП карается крупными штрафами. Речь, конечно, не о деньгах, а о драгоценном времени, которое прибавляется к вашему итоговому результату. В финальный зачет идут не только секунды, показанные на спецучастках, но и все накопленные штрафные минуты, которые часто и решают судьбу победы.

Штрафное время грозит не только за ошибки на спецучастках. Как ни парадоксально, одно из самых суровых наказаний — за превышение скорости на так называемых «лиазонах» (перегонах между СУ). Для безопасности участников «Гранд Тура» (чьи автомобили не имеют каркасов безопасности, а экипажи — защитного обмундирования) установлен лимит в 90 км/ч.

Большая часть маршрута проходит по дорогам общего пользования, и главная задача — соблюдать ПДД. В каждом автомобиле установлен GPS-трекер, который фиксирует любое превышение. Неверный расчет — и ваше отставание от лидеров может катастрофически вырасти.

Зачем спешить после финиша спецучастка? Все просто: на прохождение перегона до следующего кемпинга также отводится строгое время. Часто оно рассчитано так, что после короткой остановки в туалет едва успеваешь доехать до места.

Обратите внимание: Старый Porsche 911 превратили в ураганный трековый спорткар.

Бывало, что на дорожный участок отводилось буквально 3-4 минуты запаса…

Для чего нужен штурман?

В ралли-рейде успех экипажа на 50%, а то и на 90% зависит от штурмана! Никаких навигаторов здесь нет. Дорожные книжки (треки) выдают всего за несколько минут до старта. В них отмечено лишь несколько ключевых точек, из-за чего навигация на спецучастках превращается в настоящий квест. На одном из таких участков заблудился десяток экипажей «Гранд Тура», включая лидера!

Важно четко отслеживать в дорожной книге «путевые точки» по километражу. Опытные штурманы используют специальные устройства вроде «ТверьТрип». Мы обходились смартфонными приложениями, которые выполняли ту же функцию; иногда приходилось ориентироваться по грубому маршруту — как по компасу.

«Через 2 километра справа развилка с маршрутом 120, а потом яма-другая, копируй недалеко от этой точки…» — примерно так выглядели описания в дорожной книге. Разумеется, пилоты иногда сворачивали не туда, и задача штурмана — вовремя «подсветить» правильное направление.

К счастью, нам удалось избежать серьезных происшествий вроде падения со скалы или поломки подвески в овраге. Атмосфера в экипаже также не накалялась до предела — в такой длительной гонке критически важно сохранять позитивный настрой и не «грызть» друг друга за каждую мелкую ошибку.

Чем ближе к финишу, тем тяжелее морально и физически. Накопившаяся усталость от долгой дороги, хроническое недосыпание и разочарование от неудач делают свое дело. Сама гонка превращается в череду «Дней сурка»: просыпаешься, собираешь вещи, загружаешь машину, целый день куда-то едешь, приезжаешь в новый кемпинг, выполняешь рутину, ложишься спать… И так по кругу.

Как устроен быт на ралли

Ждать пятизвездочных отелей в монгольской пустыне наивно. Участники «Шелкового пути» ночуют в палатках в передвижных кемпингах. Организация быта заслуживает высшей похвалы! Лагерь перевозится на нескольких грузовиках, и к приезду экипажей всё уже готово: место для стоянки, заправка, мойка, душевые, пресс-центр (с быстрым интернетом), медпункт и столовая. В обслуживании этого «города» было задействовано более сотни человек.

Самый живописный кемпинг был разбит в Горном Алтае — на большой поляне между рекой Катунь и защищающими от ветра вершинами. А самым неудачным местом для ночевки стал Мандалгоби. Сильный дождь размыл грунт, и нам пришлось укрываться от непогоды в местном спорткомплексе, расстелив спальники прямо на полу.

Главное по приезде — вовремя сдать контрольную карточку. Затем — помыть машину. Для этого в кемпингах оборудованы специальные места с мощными мойками высокого давления. Больших очередей, к счастью, не было: благодаря графику выездов экипажи прибывали достаточно равномерно.

Следующий обязательный пункт — заправка. Топливо привозят в цистернах. В России его обеспечивала сеть «Газпром», генеральный партнер ралли, а в Монголии — местные компании. Перед длинными перегонами мы не только заправляли бак Tank 300, но и пополняли два 15-литровых канистра-расширителя. Расход у «трехсотки» немаленький, но с таким запасом хватало на 600 километров.

Далее — походный душ в палатке, обязательный вечерний брифинг и ужин. Кстати, кормили на «Шелковом пути» отлично! Кухня работала практически круглосуточно: завтрак начинался с 3 часов ночи, когда просыпались механики и обслуживающий персонал (если они вообще успевали поспать), и заканчивалась после полуночи.

Еда на «Шелковом пути» — отдельный повод для благодарности организаторам. Всегда был выбор из нескольких горячих блюд, разнообразное и вкусное меню. Каждый день обеспечивали водой и сухим пайком. Голодным никто не оставался!

В наличии были даже горячие блюда и мороженое в холодильниках, которое везли с собой по России! На перегоны выдавали упакованные ланчи, но из-за плотного графика времени на их неторопливое поедание почти не оставалось. После ужина ставишь палатку под гул десятков дизель-генераторов.

Засыпаешь под звуки молотков и гаечных ключей, просыпаешься через 4-5 часов, отряхиваешься от пыли, загружаешь машину и готовишься к новым сотням километров, где может поджидать что угодно: острый камень, способный пробить колесо, новое задание от организаторов или спецучасток с коварной навигацией, способный перевернуть всю таблицу результатов.

Одним из бонусов юбилейного «Шелкового пути» стали потрясающие виды Горного Алтая и Монголии. Жаль, что из-за бешеного ритма гонки не было времени оценить их в полной мере.

Один из слоганов ралли «Шелковый путь» гласит: «Больше, чем гонка. Ярче, чем приключение». И здесь я отчетливо вспомнил «Дакар», в котором участвовал 13 лет назад. Через две недели такого марафона ты физически и морально истощен. Но уже на следующий день после финиша ловишь себя на мысли: «Хочу повторить!». Мы обязательно сделаем это при первой же возможности!

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Редактор Авто Mail проехал ралли «Шелковый путь» на практически стандартном внедорожнике Tank 300.