Автомобильная история Советского Союза — это не только история гигантов вроде ГАЗа или ЗИЛа. По всей стране, в том числе и в союзных республиках, работали сотни предприятий, пытавшихся создавать собственные автомобили. Латвия, с её богатыми традициями, занимала в этом процессе особое место. Давайте совершим путешествие во времени и вспомним, как развивалось автомобилестроение в Латвийской ССР.
Балтийские корни и первые эксперименты
Ригу по праву можно считать одной из колыбелей российского и советского автопрома. Ещё до революции здесь выпускался легендарный «Руссо-Балт», а в независимой Латвии работали сборочные производства Ford и создавали кузова для советских грузовиков ЗИС-5. Этот опыт стал фундаментом для послевоенных проектов.
В 1947 году в Ригу прибыл инженер с амбициозным заданием — разработать малолитражный автомобиль по образцу Volkswagen и наладить его выпуск. Выбор пал на Ригу не случайно: город обладал необходимыми кадрами и инфраструктурой. Так появился экспериментальный завод РЭФ (позже РЭАФ), где к 1950 году были созданы два прототипа с двухцилиндровыми двигателями. К сожалению, эти машины, собранные практически «на коленке», не впечатлили московскую комиссию, и проект был свёрнут, оставив после себя лишь несколько фотографий и один уцелевший кузов.

Автобусы: первое успешное направление
Более перспективным оказалось решение наладить выпуск автобусов, в которых остро нуждалась послевоенная страна. За основу взяли проверенное шасси ГАЗ-51. Первой моделью стал РАФ-651 1950 года — типичный для СССР автобус с деревянно-металлическим кузовом. Однако уже в 1954 году латвийские конструкторы представили собственную разработку — 22-местный РАФ-251 с оригинальным «плосколобым» дизайном.

Помимо городских версий, на базе РАФ-251 выпускались служебные автобусы, грузовые такси-фургоны и даже пикапы. Производство этих машин, модернизированных и получивших индекс РАФ-976, продолжалось до середины 1960-х годов, когда им на смену пришла более современная цельнометаллическая модель 976М.

Эра микроавтобусов: рождение легендарного РАФа
Настоящим прорывом для Рижской автобусной фабрики (РАФ) стал 1957 год, когда к Всемирному фестивалю молодёжи и студентов был создан первый советский микроавтобус РАФ-10 «Фестиваль» на агрегатах «Победы». Эта машина задала новый вектор развития.

Уже в 1958 году начался серийный выпуск 12-местного микроавтобуса РАФ-977 «Латвия» с двигателем от «Волги» ГАЗ-21. Эта модель, постоянно модернизируемая (977Б, 977Д, 977ДМ), стала визитной карточкой завода на долгие годы. На её базе создавали не только пассажирские и санитарные машины, но и уникальные автопоезда для аэропортов, туристические микроавтобусы со сдвижной крышей и даже универсалы.



Новая эпоха: РАФ-2203 и завод в Елгаве
К концу 1960-х морально устаревший РАФ-977 требовал замены. Чтобы убедить руководство страны в необходимости строительства нового завода, конструкторы РАФа создали перспективный прототип. В результате конкурса двух конструкторских групп победил футуристичный дизайн, напоминавший западные микроавтобусы. Эта машина, получившая индекс РАФ-2203, и стала основой для нового поколения.


Для её производства в Елгаве был построен современный завод, запущенный в 1976 году. РАФ-2203 с 95-сильным двигателем от «Волги» ГАЗ-24 стал массовым и узнаваемым автомобилем по всему СССР. На его базе, помимо «скорых помощ» и маршрутных такси, создавали специальные машины для Олимпиады-80, электромобили и даже уникальные высокопотолочные реанимобили.


Элитные «Чайки» и секретные универсалы
Отдельной, почти секретной страницей истории РАФа стало создание санитарных универсалов на базе представительских лимузинов «Чайка» (ГАЗ-13 и ГАЗ-14). Эти машины, заказанные Четвёртым главным управлением Минздрава СССР для обслуживания высшей партийной номенклатуры, переделывались в Риге. Седаны превращали в универсалы, заменяя крышу и заднюю часть кузова. Мощные 195-220-сильные двигатели сохранялись. За всё время выпустили не более четырёх десятков таких эксклюзивных автомобилей.


Закат эпохи: нереализованные проекты и распад
Главным недостатком РАФ-2203 оставалась унаследованная от «Волги» ходовая часть, не рассчитанная на вес микроавтобуса. Завод пытался решить проблему, разработав глубоко модернизированную модель РАФ-22038 с новой независимой подвеской «Макмирон» и дисковыми тормозами. Испытывались даже дизельные и роторные двигатели. Однако в серию машина пошла без этих ключевых улучшений.

В перестроечные и постсоветские годы РАФ отчаянно искал пути выживания, создавая прототипы бронированных инкассаторских фургонов, переднеприводных микроавтобусов «Роксана» и «Стилз». Но в условиях экономического кризиса 1990-х эти проекты остались невостребованными, и легендарный завод прекратил своё существование.


Сегодня рижские микроавтобусы — это уже история, но история живая. Их бережно восстанавливают энтузиасты по всему постсоветскому пространству. Эти автомобили стали не просто средством передвижения, а символом целой эпохи, объединяющим людей общей памятью и любовью к технике, созданной с инженерной смекалкой и прибалтийским акцентом.
Обратите внимание: Водители с какими именами чаще всего попадают в ДТП.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Вспоминаем историю: какими были автомобили в Латвии во времена СССР.
