Проблема автоподстав, когда мошенники намеренно провоцируют ДТП для получения выгоды, не исчезла с российских дорог даже после введения ОСАГО. Более того, схема эволюционировала: сегодня злоумышленники чаще вымогают деньги не напрямую у водителей, а у страховых компаний, нанося ущерб на десятки миллионов рублей.

Новая статья в Уголовном кодексе
Для борьбы с этим явлением группа депутатов Госдумы разработала поправки в Уголовный кодекс, предлагая выделить автоподставщиков в отдельную категорию преступников. Согласно законопроекту, умышленное создание ДТП с целью вымогательства может караться лишением свободы на срок до четырех лет и штрафом до 300 тысяч рублей. Если же преступление совершено группой лиц, максимальный срок заключения может достигать семи лет.
Как пояснил «Российской газете» один из авторов инициативы, председатель комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов, в России вновь растет число мошеннических схем на дорогах, особенно с использованием видеорегистраторов. Преступники инсценируют аварии, а затем требуют «компенсацию ущерба». Однако даже при разоблачении их судят по общей статье о мошенничестве, хотя их действия сопряжены с вымогательством, угрозами и умышленным нарушением ПДД. Депутаты считают необходимым выделить автоподставы в отдельный состав преступления.
Законопроект уже направлен в правительство для получения отзывов, без которых он не может быть внесен на рассмотрение парламента.
Мнение экспертов: ужесточение или смягчение?
Юристы отмечают, что случаи автоподстав действительно участились, но их природа изменилась: откровенный грабеж («нож к горлу») отошел на второй план, уступив место сложным схемам вымогательства у страховщиков. Однако ключевой вопрос — как доказать умысел? Водитель-провокатор формально действует по правилам, и установить, кто виноват в столкновении, бывает крайне сложно.
Автоюристы по-разному оценивают предлагаемые меры. По мнению Льва Воропаева, законопроект может быть принят, поскольку в целом наказание за подобные действия не является максимально жестким, и суды часто назначают условные сроки.
Обратите внимание: Что чувствует водитель при аварии на скорости 400 км/ч.
Новая статья вводит четкую терминологию и не оставляет лазеек для злоумышленников.Адвокат Сергей Радько, напротив, считает, что инициатива фактически смягчает наказание. Сейчас такие дела часто квалифицируют по статье о мошенничестве, где срок зависит от суммы ущерба. Если он превышает миллион рублей, виновному может грозить до 10 лет лишения свободы. Поскольку ремонт современного автомобиля легко может стоить больше миллиона, новая статья с максимумом в 4-7 лет выглядит как снисхождение для автоподставщиков.
Все эксперты сходятся в одном: главная сложность — доказательная база. Правила дорожного движения не могут описать все ситуации на дороге, и часто водителям приходится договариваться между собой. Закон не в силах разрешить эту дилемму.

Достаточно ли существующих статей?
Как рассказал «РГ» заместитель председателя Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов, фиктивные ДТП с целью заработка на страховке или вымогательства у виновников действительно стали распространенным явлением. Однако, по его мнению, в действующем Уголовном кодексе уже есть достаточный набор статей для борьбы с такими преступлениями. Например, если ДТП инсценировано для получения выплаты от страховой компании, это подпадает под статью 159.5 УК РФ «Мошенничество в сфере страхования».
Если же автомобиль не застрахован, и авария организована для вымогательства денег у второго участника, действия мошенника могут быть квалифицированы по статье 163 УК РФ «Вымогательство».
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Для борьбы с теми, кто создает аварии на пустом месте для получения выгоды, депутаты разработали новую статью Уголовного кодекса.

