Поставки капиталистических автомобилей в Советский Союз – тема интересная, большая и разнообразная. Оставим ленд-лиз в стороне и остановимся лишь на основных сюжетных линиях этой длинной и увлекательной истории. В общем, давайте вспомним период с 1960-х по 1980-е годы, но начнем с более древней эпохи.
Конечно, иномарки были явлением в Советском Союзе довольно редким, но не таким исключительным, как кажется сегодня. Многие из этих автомобилей родились из-за железного занавеса еще до распада Советского Союза и до сих пор ездят по нашим дорогам. Эти автомобили сегодня представляют особую ценность для энтузиастов. Какие иномарки из капиталистических стран оказались на советских дорогах? Кто на них катается?
Капитал без Маркса
Россия была маленькой, особенно для такой большой страны, и ее флот, крайне обветшавший после Первой мировой и Гражданской войны, остро нуждался в пополнении и обновлении. Скудное отечественное производство грузовиков, начавшееся в 1924 году, этому мало способствовало. Поэтому, начиная с начала 20-х годов, закупка импортных автомобилей на советской земле неуклонно росла.
В Москве, например, в качестве санитарки использовался почтенный 100-сильный Mercedes-Benz 400, такси водил Renault, а почтальон когда-то водил небольшой французский Amilcar. До начала серийного производства советских автобусов ЗИС по Москве ездили автобусы British Leyland. Так вот, руководители рабоче-крестьянских стран в 1920-е годы отдавали предпочтение престижному британскому Rolls-Royce, а к 1930-м годам стали тяготеть к продукции американских компаний, главным образом к маркам Lincoln и Packard.
Первый пик советских закупок иномарок пришелся на конец 1920-х — начало 1930-х годов, когда ежегодно к нам поставлялось более 4000 грузовиков и около 2000 легковых автомобилей. Кстати, в армию поставлялись шеститонные американские грузовики Moran. «Форд А» выпускался сравнительно большим тиражом и быстро стал советским автомобилем, так как их сборка была налажена в Москве и Харькове с последующим полномасштабным производством в Нижнем Новгороде под маркой ГАЗ-А (с 1932 г. — Горький).
К концу 1930-х годов поток иномарок сократился, но американские легковые автомобили поставлялись руководителям всех уровней. Для героев Советского Союза и других знатных граждан мы приобрели небольшую партию немецкого Opel Kadett K38. В частности, такой машиной владел начальник охраны Сталина Н. Власик. После войны эта модель появилась под названием «Москвич-400».
Повторяю, тему ленд-лиза мы опустим. Кстати, в 1940-е годы в Советский Союз партиями поставлялись и американские автобусы Chevrolet Fleetmaster, Buick 8 и Ford V8. Конечно, лишь в редких случаях такие автомобили оказываются в руках новых частников, и то только у тех, кто тесно связан с властью.
Быстрое экономическое развитие Советского Союза после войны потребовало большого количества новых автомобилей. Отечественная промышленность, даже в социалистических странах, не может полностью удовлетворить потребности. Поэтому они регулярно покупают капиталистические модели, зачастую уже почти забытых марок.
Поэтому ко Дню молодежи и студентов 1957 года в Москву привезли автобусы австрийской фирмы ОАФ. У этой же марки есть и носообразные фуры с капотом – рефрижераторы. Примерно в это же время в Москве на городских линиях опробовали французские автобусы Chausson, оснащенные дизелями Panhard.
По проспекту Ленина едет еще один совершенно потрясающий городской автобус — двухэтажный западногерманский Bussing D2U, оснащенный дизельным двигателем мощностью 150 л.с. Поскольку эта трасса была своего рода линией фронта на Внуково, по ней часто ездили экспериментальные обычные автомобили. Как и восточногерманские автобусы, двухэтажные автобусы не прижились в Москве.
Стой, догонять буду!
Еще до войны советская разведка использовала иномарки. Действительно, постепенно их вытеснили отечественные модели. Обычно полиция использует обычные автомобили, а КГБ использует небольшие специализированные автомобили с наддувом или заменой на более мощные двигатели.
В 1970-е годы в полиции стали появляться чистокровные западные автомобили. Первой партией стал универсал Ford Galaxie — он появился после международной выставки «Кримтехника-74» (говорили, что это подарок московской полиции).
Вскоре в Москве стали появляться западногерманские седаны Mercedes-Benz серии W108 и BMW серии 5. Импортные автомобили проезжают перед правительственными кортежами и парадными колоннами при встрече высоких гостей, но иногда и в более прозаических случаях. Кстати, BMW даже участвовала в захвате захваченного злоумышленниками такси «Волга» в фильме «Цветы на приеме» из многолетнего сериала «Расследование знатоков».
Количество Mercedes значительно увеличилось перед Олимпийскими играми, когда было импортировано много иностранных автомобилей. На вооружение в Советском Союзе поступили Mercedes-Benz W116, который позже стали классифицировать как S-класс, и более демократичный Mercedes-Benz W123. Кстати, недавно на продажу был выставлен темно-синий Mercedes-Benz W116, которым якобы пользовался еще советский министр внутренних дел Н.Щелоков.
Помимо Mercedes-Benz и BMW, иногда в полицейской форме можно встретить и более экзотические модели: американские фургоны Dodge Tradesman и Volvo 264, французские Renault 20 и даже Porsche 911! Вероятно, большая часть этих автомобилей — подарки с каких-то зарубежных выставок.
Вступая в новую эпоху реформ, в столице вновь стали появляться полицейские машины из США – Ford Crown Victoria и Chevrolet Cavalier.
Обратите внимание: Марка Kia решила порадовать россиян обилием новинок к концу 2018 года.
Есть много других иномарок.Импортное Совтрансавто
Большие магистральные тягачи МАЗ и даже более поздние грузовики КамАЗ - вершина советского грузового автомобилестроения - во второй половине 1970-х годов были не пригодны для международных перевозок. Наши автомобили имеют низкую грузоподъемность, маломощны и маломощны. Даже Skoda Tractor, которая на наш незапятнанный взгляд водителя достигла вершин совершенства, не совсем подходит на роль путешественника по автобанам Европы. В «Совтрансавто» стали появляться западноевропейские тракторы.
Одной из наиболее распространенных моделей является Volvo F89-32, которая доступна в двух- и трехосном исполнении. Шведские тягачи могут уверенно буксировать полуприцепы полной массой 29 850 – 30 500 кг на скорости до 108 км/ч. Шестицилиндровый дизель объемом 11,97 л при 2200 об/мин развивал весьма приличные для того времени 330 л.с. Автомобиль имеет восьмиступенчатую коробку передач и двухскоростной распределитель. В целом Volvo F89 был одним из самых совершенных магистральных тягачей своего времени.
Например, Mercedes-Benz 2232S, второй флагман советских международных перевозок. Трехосный седельный тягач буксирует полуприцеп полной массой 29 070 килограмм. 16-литровый двигатель V10 выдает 320 лошадиных сил. Скорость вращения составляет 2500 об/мин. Автомобиль, оснащенный восьмиступенчатой коробкой передач и двухступенчатым распределителем, достигал скорости 98 км/ч.
Шведские и западногерманские тракторы прижились в Союзе. Новый Volvo F12 с 12-литровым двигателем мощностью 320 л.с выпускается с конца 1970-х годов. Помимо тягачей Volvo Truck, у нас также есть шасси, в основном рефрижераторы. С конца 1980-х по начало 1990-х годов, помимо трактора Mercedes-Benz 1735, оснащенного 366-сильным двигателем, в страну в небольших количествах поступали также тракторы Iveco 260-36 и Renault 385.19. Примерно в том же году начались закупки автобусов Mercedes-Benz O302 турецкого производства. Автобус длиной 12 метров вмещает 53 пассажира и оснащен 14,6-литровым дизельным двигателем V8 мощностью 280 лошадиных сил. Вскоре появился турецкий Urban Mercedes».
Говоря об автобусах, вспомним ТАМ Югославии, который был, строго говоря, социалистическим. Однако Югославия оставалась изолированной и имела особые отношения с Советским Союзом. ТАМ 260А119 с двигателем мощностью 256 л.с производится по лицензии компании MAN. Автомобиль доступен в 52-местном и 44-местном вариантах. Последний очень удобен – здесь есть холодильник и даже туалет.
К Олимпийским играм 1980 года из Германии было представлено компактное полноприводное шасси Mercedes-Benz Unimog, которое в основном использовалось для общественной техники, например для уборки снега. Также был представлен прицеп Magirus-Deutz Series 90, оснащенный 87-сильным дизельным двигателем. Об этом некогда очень известном немецком бренде особый разговор.
Ударники социалистического труда
Совершенно справедливо, говорят они, именно Советский Союз спас от краха одну из старейших компаний Германии Magirus-Deutz. Заказ на самосвалы удержал компанию на плаву, хотя позже он стал частью внимания Iveco.
Крытый грузовик с характерным угловатым «носом» и дизелем воздушного охлаждения высоко ценился советскими водителями за надежность, комфорт и отличный обогреватель кабины. У нас появились шасси, бортовые грузовики и даже тракторы. Но львиная доля – это самосвалы. Двухосный Magirus-Deutz 232D грузоподъемностью 11 500 кг оснащен двигателем V8 рабочим объемом 11,3 л и мощностью 248 л.с. Трехосная версия – Magirus Series 290 – имеет грузоподъемность 16 600 кг и оснащена двигателем V10: 14 л, 310 л.с. Подобные бортовые грузовики имеют грузоподъемность 10 тонн и 14 тонн соответственно.
Многие самосвалы в Сибири заняты обустройством нефтяных месторождений и амбициозным проектом строительства этого столетия – Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Также в небольшом количестве использовался полноприводный (6х6) Magirus-Deutz 380-30 с двигателем мощностью 306 л.с и понижающими редукторами.
Влияние немецких грузовиков на нашу экономику огромно. Не только потому, что они привезли много людей, но и работали много лет. В Костанае (Казахстан) началось строительство завода по производству двигателей по лицензии Magirus-Deutz. Однако денег это так и не принесло – Казахстан стал независимым, и экономика бывшего союза сильно изменилась. Самосвалы собираются под брендом Iveco на первом в России совместном предприятии «ИВЕКО-УралАЗ». Но это история совсем из другой эпохи.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Советская Россия хоть и отреклась от старого мира, но от сотрудничества с «миром капитала» отказаться не смогла.