Имя доктора Клэра Смита может быть неизвестно широкой публике, но в истории автомобильной безопасности он сыграл ключевую роль, которая парадоксальным образом связана с его основной профессией. Будучи основателем одной из ведущих клиник пластической хирургии в США, Смит использовал свой медицинский опыт, чтобы обратить внимание на травмоопасность автомобилей ещё в 1920-х годах. Он первым заявил, что многие элементы салона — от выступающих дверных ручек до острых пепельниц и зеркал — представляют серьёзную угрозу для водителей и пассажиров при аварии, фактически превращаясь в «колющее оружие».
Первые робкие шаги к безопасности
Идеи Смита нашли отклик у Уолтера Крайслера, который славился не только как бизнесмен, но и как талантливый инженер. Под его руководством в 1937 году на модель Dodge Six были внедрены первые элементы пассивной безопасности: утопленные дверные ручки, округлая приборная панель и приподнятая передняя панель, призванные снизить риск травм коленей. Однако покупатели того времени, для которых главными критериями были стиль и мощность, остались равнодушны к таким нововведениям.
Повторная попытка была предпринята компанией Ford в середине 1950-х годов с опцией «Lifeguard» («Спасатель»), которая включала мягкую набивку на руле и панели приборов. Но и она не снискала популярности. Становилось очевидно, что по мере роста скорости автомобилей простые мягкие накладки — это лишь полумера, и требуется принципиально новое решение.
Момент озарения: от торпеды до подушки
Переломный момент наступил весной 1952 года благодаря бывшему инженеру ВМС США Джону Хетрику. Попав в аварию на своём Chrysler Windsor, он чудом избежал серьёзных травм, но осознал, что при большей скорости столкновение с жёстким рулём могло бы стать фатальным. Это заставило его задуматься о создании надёжной защиты.
После неудачных экспериментов с губчатым материалом и простой воздушной подушкой Хетрика осенила идея, основанная на его военном опыте. Он вспомнил, как сжатый воздух из торпеды мгновенно надул брезентовый чехол. Этот принцип лёг в основу его изобретения. Уже через несколько месяцев он создал рабочую модель и 5 августа 1952 года подал заявку на патент, потратив на это около 250 долларов.
Долгий путь к признанию
Несмотря на гениальность идеи, автомобильная промышленность 1950-х годов не проявила к ней интереса. Безопасность не была приоритетом для производителей. Ситуация изменилась лишь в 1960-х годах, когда адвокат Ральф Нэйдер в своей нашумевшей книге резко раскритиковал уровень защиты в американских автомобилях. Это вызвало общественный резонанс и заставило власти действовать.
Окончательный толчок развитию дало движение за безопасность автомобилей, инициированное президентом Линдоном Джонсоном. В результате первой серийной моделью, получившей подушки безопасности в качестве опции, стал Oldsmobile Toronado 1974 года. Так идея, рождённая из опыта пластического хирурга и военного инженера, спустя десятилетия стала неотъемлемым элементом, спасающим тысячи жизней.
Обратите внимание: Альфа для бедных: история Alfa Romeo 33 с вкладыша Turbo №42.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Как эта история связана с пластической хирургией.
