Бензин дорожает быстрее инфляции: причины и прогнозы на 2024 год

Статистика показывает тревожную тенденцию: розничные цены на бензин в России уже второй год подряд демонстрируют рост, значительно опережающий общую инфляцию. По данным на начало сентября, инфляция составила 5,17%, в то время как средняя стоимость бензина на заправках с начала года выросла на 6,7%. Особенно резко подорожали премиальные марки, такие как АИ-98 и выше, чей рост достиг 10,7%, что более чем в два раза превышает официальный уровень инфляции.

Прогнозы экспертов и текущая ситуация

Несмотря на пугающую динамику, многие аналитики полагают, что к концу 2024 года рост цен на топливо всё же уложится в рамки инфляции или приблизится к ним, как это произошло в прошлом году. Примечательно, что в 2023 году осенью говорили о топливном кризисе, а сейчас ситуация воспринимается более спокойно. Кроме того, рост цен на дизельное топливо (ДТ), критически важное для сельского хозяйства в период уборки урожая, пока остаётся умеренным — всего 3,2% с начала года, что даже ниже уровня инфляции.

Однако бензин продолжает дорожать, и даже возобновлённый с 1 августа запрет на его экспорт (действующий до конца года) не смог остановить этот процесс. По информации Московской топливной ассоциации (МТА), только за одну неделю сентября на столичных АЗС бензин АИ-92 подорожал на 24 копейки, АИ-95 — на 33 копейки, а АИ-100 — сразу на 1,34 рубля.

Факторы, влияющие на ценообразование

На стоимость топлива влияет целый комплекс факторов, как краткосрочных, так и структурных:

1. Биржевые котировки и нефть: Хотя в сентябре биржевые цены на бензин пошли на спад, в конце августа они приближались к максимумам 2023 года. Снижение стоимости нефти (свыше 80 до 71 доллара за баррель) может оказать понижательное давление, но этот эффект обычно отложен во времени.

2. Сезонный спрос: Аномально тёплый сентень продлил дачный сезон и активность автомобилистов, поддержав спрос. Похолодание и дожди могут его остудить.

3. Роль независимых АЗС: Основной драйвер роста цен в последнее время — независимые заправочные станции. В отличие от крупных нефтяных компаний, у них меньше запас прочности для удержания низких цен, что вынуждает их повышать стоимость, что отражается на общей статистике.

4. Макроэкономические условия: Рост ключевой ставки Банка России привёл к удорожанию кредитов, которые теперь в 3-4 раза дороже инфляции. Это увеличивает затраты на производство и логистику топлива. Ослабление рубля также влияет на стоимость импортного оборудования.

5. Плановые ремонты на НПЗ: Традиционные осенние профилактические работы на нефтеперерабатывающих заводах ведут к ожидаемому снижению объёмов производства, что уже подталкивает вверх оптовые цены на бирже.

Почему особенно дорожает премиальный бензин?

Эксперты выделяют несколько причин опережающего роста цен на марки АИ-98 и выше:

  • Высокие издержки производства: Использование специальных катализаторов и присадок, которые подорожали из-за дефицита иностранного оборудования.
  • Структурный дисбаланс: На бирже не прописаны доли для продажи разных марок бензина. В рознице более 50% продаж приходится на АИ-95, а на бирже его доля часто ниже 40%, что создаёт диспаритет.
  • Повреждения инфраструктуры НПЗ: Ущерб, нанесённый установкам по производству высокооктанового топлива, и сложности с восстановлением из-за санкций ведут к длительному дефициту.

Некоторые эксперты, как Сергей Терешкин из OPEN OIL MARKET, полагают, что из-за этого годовой прирост цен на бензин в 2024 году всё же превысит инфляцию. Другие, например Дмитрий Гусев, уверены, что розничные цены в итоге уложатся в инфляционный коридор, и предлагают вывести премиальный бензин на 100% на биржу, так как он не является товаром первой необходимости.

Обратите внимание: Бензиновий Bentley Bentayga V8 предложат к заказу весной.

Перспективы и возможные меры

Прогнозы на конец года разнятся. Часть аналитиков ожидает, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вмешается и скорректирует ситуацию, не допустив сильного отрыва цен на бензин от инфляции. Возможно, для «сохранения лица» нефтяные компании будут сдерживать рост цен на дизельное топливо, компенсируя это более высокими ценами на бензин.

В качестве радикальной меры обсуждается возврат к государственному регулированию цен. Однако это создаст серьёзные проблемы для независимых АЗС, которые составляют более половины рынка. Им будет сложно покрывать расходы на зарплаты и оборудование, если их доходы от продажи топлива будут ограничены. Субсидирование из бюджета или полный переход на доходы от сопутствующих товаров видятся маловероятными сценариями.

Таким образом, рынок бензина в России находится под давлением множества факторов — от глобальных цен на нефть и макроэкономической политики до сезонного спроса и логистических проблем. Хотя эксперты надеются на стабилизацию к концу года, текущая динамика вызывает обеспокоенность как у потребителей, так и у регуляторов.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Розничные цены на бензин второй год подряд к началу осени сильно обгоняют уровень инфляции.