




В городе Чебоксары находится уникальный для России Музей истории трактора, который является не просто выставкой, а крупным научно-техническим и образовательным центром. Он был основан в 2011 году и сегодня представляет собой масштабный комплекс. Здесь объединены обширный выставочный зал, учебный центр для повышения квалификации специалистов, а также отдел для работы со студентами технических вузов.
Экспозиция музея
Экспозиция музея тщательно структурирована и разделена на несколько ключевых тематических блоков. Посетители могут проследить эволюцию техники в разделах «От плугов до самоходной техники» и «История тракторов: от паровых машин до мощных дизелей». Отдельные экспозиции посвящены развитию тракторостроения в России и за рубежом, промышленным и лесохозяйственным машинам. Особый интерес представляют разделы «Трактор будущего», где представлены концепты, и «Легенда тракторостроения», где собраны самые знаковые модели.





Истоки отечественного тракторостроения
История тракторов в России неразрывно связана с именем талантливого изобретателя-самоучки Федора Абрамовича Блинова. В 1888 году этот крестьянин из Саратовской губернии создал первый в стране паровой гусеничный трактор, который приводился в движение двумя паровыми машинами. Его дело продолжил ученик Яков Мамин, построивший в 1911 году трактор «Русский трактор-2».
Дальнейшее развитие отрасли в XX веке было стремительным. Уже в 1922 году на Коломенском заводе был создан трактор «Коломенец-1», а завод «Красный прогресс» начал выпускать «Запорожец». Харьковский паровозостроительный завод в 1923 году приступил к производству гусеничных «Коммунаров», а в 1924-м на заводе «Красный Путиловец» сошел с конвейера первый «Фордзон-Путиловец». Первым же полноценным тракторным заводом в стране стал Сталинградский, выпускавший знаменитые модели СХТЗ-15/30 и СХТЗ-НАТИ.
Среди ключевых экспонатов этого периода в музее представлены:
- Масштабная модель парового трактора Ф.А. Блинова,
- Модель трактора «Коломенец-1»,
- Модель трактора «Коммунар»,
- Модель трактора ШТЗ-НАТИ,
- Модель трактора Hanomag Brillant 601.





Масштабы коллекции
Общая площадь музейных залов превышает 2500 квадратных метров. На втором этаже в вестибюле размещены исторические документы, фотографии и архивные материалы, а также обширная коллекция из более чем 700 масштабных моделей тракторной техники, что позволяет детально изучить эволюцию инженерной мысли.





Легенды на первом этаже
Центральное место на первом этаже занимает раздел «Легенда тракторостроения». Здесь представлены машины, определившие развитие всей отрасли.
Один из них — Fordson F, колесный трактор, выпускавшийся с 1917 по 1964 год. Его компоновка с двигателем спереди и задним приводом стала классической для большинства последующих моделей. Он оснащался 4-цилиндровым двигателем и был рассчитан на работу с двухкорпусными плугами.
Советский СТЗ-15/30, производившийся с 1930 по 1950 годы, был создан на основе американского McCormick-Deering 15-30. В то же время, другая американская модель, McCormick-Deering 10-20 (1923-1939 гг.), хотя и рассматривалась как прототип, в итоге уступила место более мощным собратьям в советском производстве.





Среди других знаковых экспонатов — американский John Deere Model D (1923-1953 гг.), который фермеры прозвали «Курящий Джонни» из-за характерного шума его двухцилиндрового горизонтального двигателя.
Обратите внимание: Единственный в своем роде суперкар Toyota, о котором никто не знал.
Интересна и советская конструкция: безрамный колесный трактор «ДТ-20» с регулируемой колеей и дорожным просветом, а также его гусеничная версия «ДТ-20В».





Технические инновации и зарубежные модели
Музей гордится трактором ХТЗ-7 — первой советской моделью, оснащенной гидравлической системой для навесного оборудования, что значительно повысило безопасность тракториста.
В коллекции есть и зарубежные машины, например, румынский General 445V (копия итальянского FIAT-480) с дизельным двигателем, выпускавшийся с 1968 года, и культовый советский гусеничный ДТ-54, известный по многим фильмам, включая «Иван Бровкин».





Особое место занимает «казахстанский» ДТ-75М (1967-1986 гг.), а также австрийский пропашной трактор Warchalowski WT-20 (1958-1968 гг.) и невероятно долговечный итальянский Fiat 25R, который выпускался с 1951 по 1983 год и до сих пор используется в некоторых хозяйствах Италии благодаря своей надежности.





Универсальные советские труженики
В музее широко представлены универсальные советские тракторы, ставшие символами эпохи. Это легендарный МТЗ-50 («Беларусь») Минского завода с двигателем Д-50, массовое производство которого началось в 1962 году. А также «Владимирец Т-28» с дизелем воздушного охлаждения Д-28 и пропашной «Т-28Х4М С-1» Ташкентского завода, который выпускался в различных модификациях с 1970 по 1995 год.





Интерактивность и практическая информация
Чебоксарский Музей истории трактора работает ежедневно: с понедельника по пятницу с 8:00 до 18:00, а в выходные дни (суббота и воскресенье) с 10:00 до 17:00.
Важной особенностью музея является его интерактивность. В отличие от многих других технических музеев, здесь почти все экспонаты в зоне «Легенды тракторостроения» можно не только рассмотреть, но и потрогать, а на некоторые тракторы даже разрешается залезать и садиться в кабину, чтобы почувствовать себя настоящим механизатором.





Кроме того, часть экспозиции, включающая крупногабаритную технику, размещена под открытым небом, что позволяет оценить истинные размеры этих железных великанов.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Единственный в России Музей истории трактора находится в городе Чебоксары.

