В преддверии нового учебного года мы пригласили Ксению Дмитриеву, детского психолога и дипломированного арт-терапевта, работающую в сфере образования более 12 лет, рассказать о восприятии опасности детьми и особенностях способностей. Запоминайте новую информацию.
1Как правильно обучать ребенка ПДД?
Иногда нам, взрослым, кажется, что лучший способ научить детей правилам и нормам поведения — это беседовать, читать длинные лекции о важности правил и норм и о том, что будет, если эти правила не соблюдать и нарушать. На самом деле такие разговоры и беседы фактически незаметны для детей. Для них важнее получение информации посредством чувственного опыта.
Что это значит? Ребенку необходимо жить так, как ему говорят взрослые. Конечно, лучше и эффективнее сделать это в игре. Он не обязательно должен быть актуальным или охватывать только правила дорожного движения. Это могут быть привычные для детей ролевые игры, в которые взрослые могут включать такие истории, как мама и дочка пошли в детский сад, перешли улицу, как семья отправилась в путешествие, как дети играли дома. Во дворе на детской площадке катаются на велосипеде или самокате.
2Как объяснить ребенку, что дорога — это множество опасностей, о которых всегда надо помнить, но при этом не развить у него фобию?
Это очень интересный вопрос, потому что такое случается довольно часто. Взрослые создают у детей тревогу, делая все возможное, чтобы защитить их от внешних опасностей. Именно поэтому здесь так важно соблюдать умеренность.
Постарайтесь сохранять спокойствие. Мы все знаем, что дети очень хорошо считывают наши эмоции и часто передают одно и то же душевное состояние. Поэтому помните, что если во время совместных прогулок и путешествий вы постоянно думаете об опасностях на дороге, а ваша самая главная задача – вовремя оградить ребенка от опасностей, он почувствует ваше волнение и поймет ваше текущее состояние внимание.
Откажитесь от лекций и проповедей о правилах дорожного движения. Как я уже сказал, разговоры – не самый эффективный способ достучаться до ваших детей. Попробуйте сделать это, совмещая ролевые игры, настольные игры, чтение литературы и просмотр обучающих мультфильмов. Это позволяет детям расширить свои представления о правилах дорожного движения и дорогах, не вызывая при этом страха и беспокойства.
3С какого возраста ребенок способен начать понимать и следовать правилам дорожного движения?
Фактически понимание и соблюдение правил дорожного движения продолжается на протяжении всего дошкольного возраста, а затем активно переходит в школьную жизнь. С раннего возраста мы постепенно знакомим детей со светофором, показываем и объясняем его цвета, учим необходимости протягивать руку помощи маме и папе, находясь рядом с дорогой. С каждым годом, благодаря помощи родителей и воспитателей, знания детей о дорогах, правилах дорожного движения и безопасности дорожного движения продолжают расширяться.
Задача, стоящая перед взрослыми, – не просто учить и рассказывать, а подавать своим примером, ведь дети не забудут подражать взрослым при соблюдении правил дорожного движения. Поведение родителей на дороге является для детей основным примером для подражания. В 1,5-2 года дети начинают знакомиться с правилами дорожного движения, подражать поведению взрослых, выполнять четкие указания матери «остановиться». «Это запрещено. «Дорога». В этом возрасте дети могут читать стихи и потешки о дорогах и дорожном движении, вместе слушать песни и танцевать, изображать разные виды дорожного движения.
Уже с трех лет можно начинать знакомить ребенка с правилами дорожного движения в игровой форме на наглядных примерах (карточках, иллюстрациях, мультфильмах и т д
Умение понимать и соблюдать правила дорожного движения зависит не только от наличия у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, но и от особенностей познавательной сферы.
Примерно до 8 лет у детей доминирует «туннельное зрение», при этом дети в первую очередь воспринимают объекты, находящиеся перед ними.
Особенности слухового восприятия у детей до 6 лет не позволяют им быстро определить источник шума и услышать звук приближающегося транспорта.
Особенности внимания дошкольников могут не позволять им сосредоточиться на одном объекте. Также важно учитывать, что дошкольникам все еще трудно ориентироваться в пространстве и они могут путать направление влево и вправо.
4Что самое опасное на дороге и во дворе для ребенка с точки зрения психологии?
С психологической точки зрения самое страшное то, что дети ведут себя непредсказуемо в опасных ситуациях. Во время опасности дети максимально ярко переживают эмоции и не могут сконцентрироваться на какой-либо умственной деятельности или знать, как действовать. Иногда, хотя дети и знают, как вести себя на дороге, они не могут сориентироваться в нужный момент.
Обратите внимание: В гараже,который готовили под снос, нашли классические спорткары, забытые на 30 лет.
Некоторые дети могут впасть в кому, другие начинают паниковать и убегают. Непредсказуемость поведения вашего ребенка может иметь печальные последствия.5О чем важном стоит поговорить с ребенком в начале учебного года?
Перед началом учебного года родителям и детям необходимо спланировать безопасные маршруты в детский сад/школу/клубы и студии дополнительного образования. Идут ли ваши дети одни или со взрослыми, вы можете создать безопасный маршрут. Вы можете предложить ребенку провести вас по маршруту и объяснить, где и как переходить улицу. Было бы весело, если бы вы одновременно стали хулиганом, пытающимся повернуть не в том месте, перейти дорогу в неположенном месте или поехать не на тот светофор. Дайте ребенку возможность почувствовать себя взрослым. Это не только помогает ему закрепить свои знания на практике, но и позволяет ему чувствовать себя более уверенно.
6Ребенок попал в ДТП — как ему помочь пережить это и побороть страх перед автомобилями?
Дети по-разному реагируют на опасные ситуации и события, которые с ними происходят. После несчастного случая ваш ребенок может испытывать сильные чувства, страх и тревогу. В психологии это явление известно как «посттравматическое стрессовое расстройство». Оно может проявляться в повышенной раздражительности, избегании ситуаций, тем или иным образом напоминающих о событии, плаче, нарушениях сна (ночные кошмары, бессонница), энурезе. Давайте посмотрим, как помочь ребенку в таких ситуациях.
Свяжитесь с родителями. Ребенку как никогда важно общаться с близкими людьми, которым он доверяет и с которыми может поделиться своими чувствами. Помните, чтобы дети могли справиться с тревогой, важно, чтобы совместное время было наполнено не только обсуждением самой ситуации, но и совместными увлечениями, играми, прогулками и объятиями.
Маленькие шаги. Я, конечно, очень надеюсь, что ребенок как можно быстрее оправится от пережитого, но помните, пожалуйста, что «время все лечит». Дайте ему возможность постепенно справиться с тревогой, перечисляя небольшие шаги, которые в конечном итоге помогут вашему ребенку справиться со своим страхом.
Не обесценивайте. Не следует говорить ребенку «перестать думать об этом» или «забыть, что произошло». Позвольте ему высказаться и поделиться тем, что для него важно. И скажите им, что испытывать такие чувства абсолютно нормально.
Если вы не замечаете никаких изменений с течением времени, а тревожность вашего ребенка только усиливается, обратитесь к детскому психологу. Специалист сможет подобрать правильную технологию, которая поможет вам и вашему ребенку справиться.
7Почему дети не видят опасности для себя на дороге и во дворе? Как это можно исправить?
Дети не чувствуют опасности прежде всего потому, что у них недостаточно личного жизненного опыта, который помог бы им понять возможные последствия. Это связано также с возрастными особенностями и с тем, что ребенок с раннего возраста находится в безопасном пространстве, за которым тщательно наблюдают взрослые. Иногда, когда мы делаем это, мы создаем «ловушку» для наших детей, чтобы сообщить им, что мир безопасен и что мы всегда будем там. Оказывается, все спокойно и хорошо, когда мать наблюдает за ребенком, напоминает ему, как себя вести, и ловит ребенка в тот момент, когда он приближается к дороге, но трудности возникают, когда ребенок начинает ходить самостоятельно. Появляться.
Конечно, и здесь важно начать работу с ребенком через сенсорное обогащение. Смоделируйте, что может произойти во дворе, и обсудите возможные последствия. Вы можете вместе с ребенком подумать, как бы он поступил в этой ситуации, и создать алгоритм, которому он будет следовать, играя во дворе.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Авто Mail поговорил с детским психологом, который рассказал, как научить ребенка следовать правилам ПДД и избежать несчастных случаев.