Введение запрета на работу самозанятых в сфере грузовых автомобильных перевозок может привести к уходу с рынка до 70% транспортных компаний. Соответствующие поправки в законопроект о системе «Гослог» подготовили Ассоциация «Грузавтотранс» и Общественная потребительская инициатива (ОПИ). Инициатива направлена на борьбу с уклонением от налогов, так как многие компании сегодня оформляют водителей как самозанятых. Эксперты считают, что новые нормы помогут «отбелить» рынок, но могут спровоцировать рост стоимости доставки.

Схемы уклонения от налогов и суть поправок
Общественные организации направили в Госдуму предложения по изменению законопроекта №647526-8 «О порядке разрешения перевозки грузов автомобильным транспортом». Согласно документу, ОПИ предлагает прямо запретить самозанятым использовать для перевозок грузовики массой более 3,5 тонн и четко регламентировать их доступ к транспортным средствам весом 2,5–3,5 тонны. Цель — пресечь использование «серых» схем для минимизации налоговых отчислений.
Дополнительно инициатива обязывает агрегаторов удалять коммерческие предложения от компаний, не включенных в единый реестр перевозчиков. Это должно лишить недобросовестных игроков возможности обходить закон. Ассоциация «Грузавтотранс», в свою очередь, настаивает на создании механизмов адаптации для водителей-дальнобойщиков, которые могут потерять работу. По оценкам ассоциации «АвтоГрузЭкс», около 70% самозанятых в этой сфере могут быть затронуты новыми правилами.

«Недобросовестные перевозчики ищут способы снизить издержки. Они сотрудничают с самозанятыми, у которых нет бухгалтерии, контроля за режимом труда и отдыха, но есть упрощенная система налогообложения, — пояснил председатель «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — Законопослушные компании с штатными водителями платят на 47–50% больше отчислений. Это создает условия для недобросовестной конкуренции, хотя доходы самих самозанятых от этого не растут».
По словам Матягина, работа в «тени» часто вынуждает самозанятых сотрудничать с посредническими фирмами («табуреточными компаниями»), которые занимаются агрегацией заказов, финансированием и обналичиванием средств. «Такие посредники иногда забирают до 50% стоимости доставки, что ставит водителей в невыгодное положение. В итоге страдают все участники цепи», — отметил эксперт.
В обращении ОПИ в Госдуму подчеркивается, что согласно Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта», перевозчиками могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Таким образом, самозанятые формально не имеют права заниматься грузоперевозками, а за незаконную деятельность предусмотрена административная ответственность.
Обратите внимание: Новые штрафы за неисправности автомобилей могут заработать с 1 сентября 2023 года.

«Проверки сейчас приостановлены, и это противоправное поведение остается безнаказанным, — заявил председатель ОПИ Олег Павлов. — Из-за огромных потерь бюджета мы вынуждены принимать меры по наведению порядка, в том числе через закон о «Гослоге».
Эксперты отмечают, что после принятия поправок самозанятым водителям придется либо регистрироваться в качестве ИП, либо уходить с рынка. Для «обеления» отрасли «Грузавтотранс» предлагает регистрировать автомобили большой грузоподъемности только на юрлиц и ИП, а также законодательно закрепить роль ассоциаций в помощи по выводу самозанятых из «серой» зоны.
«Водитель за рулем грузовика часто не имеет опыта в управлении транспортным бизнесом, не разбирается в нормативной базе, — отметил Владимир Матягин. — Мы считаем, что все операторы должны вступать в профильные ассоциации или профсоюзы, которые возьмут на себя ведение документации, помощь с реестрами и ежегодные проверки. Эта роль должна быть прописана в законе, иначе банкротство мелких перевозчиков станет массовым».

Цифровизация и создание реестра
Законопроект №647526-8, принятый в первом чтении 24 июля 2024 года, направлен на создание цифрового реестра перевозчиков в рамках системы «Гослог». Этот реестр призван обеспечить прозрачность логистики, аккумулируя данные о деятельности транспортных компаний и отзывы клиентов. Нелегальные перевозчики не смогут в него попасть.
Реестр станет частью общегосударственной системы, помогая мелким операторам легализоваться. За основу, по данным Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», будет взята Национальная информационная система электронных транспортных документов.
Влияние на стоимость грузоперевозок
Ольга Федоткина, исполнительный директор Российского государственного союза экспертов в области транспорта, пояснила, что статус самозанятого в России — это временная мера для упрощения налоговых отношений, и он не предназначен для регулирования сложной логистической деятельности.

Эксперты подчеркивают, что текущее законодательство не возлагает на самозанятых административной ответственности и не регулирует их как полноценных хозяйствующих субъектов, что создает правовой вакуум.
«Если законопроект будет реализован, рынок очистится, и от этого выиграют государство и честные игроки, — отметила Мария Степанова, заместитель генерального директора НАТКАР. — Однако многим компаниям придется кардинально менять бизнес-модель, что скажется на финансовых показателях и, как следствие, на стоимости доставки. Это может привести к банкротству операторов, которые не готовы к изменениям».
«Обеление рынка потребует от перевозчиков дополнительных затрат, — заявил Владимир Матягин. — Ценообразование в отрасли изменится. При этом должны исчезнуть «табуреточные компании»-посредники, которые забирали до половины фрахта. Высвобождение этих средств может частично компенсировать рост цен».

В ассоциации «АвтоГрузЭкс» считают, что новые меры, хотя и накладывают ограничения на привыкших работать «в тени» игроков, вряд ли приведут к массовым банкротствам из-за высокого спроса на перевозки. Перевозчики будут искать способы оптимизации маршрутов и снижения издержек.
«Изменения в налогообложении и организации перевозок приведут к удорожанию логистических услуг, — поясняет Мария Степанова. — Это, в свою очередь, повлияет на конечную цену товаров, особенно тех, где доля стоимости доставки высока: продукты питания, товары первой необходимости, дорогостоящая продукция».
В целом, изменения в законодательстве могут создать временные трудности для малого бизнеса и потребителей, но при грамотной адаптации компаний негативные последствия можно минимизировать.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Это произойдет в случае запрета самозанятым работать в этой сфере.
