Уникальные автомобили-шедевры: семь моделей, созданных в единственном экземпляре

Автомобиль, существующий в единственном экземпляре, — это всегда нечто особенное. Речь может идти о концепт-каре, кастомном проекте или хот-роде, построенном по индивидуальному заказу. Среди множества подобных творений мы выбрали самые выдающиеся — те, что можно считать полноценными, «взрослыми» моделями от известных автопроизводителей, а не просто выставочными макетами. Эти машины не пылятся в музеях, они созданы для реальной эксплуатации и хорошо известны в мире. Большинство из семи представленных моделей были разработаны для конкретных частных клиентов, что делает их историю ещё интереснее.

Abarth 1500 Biposto Bertone: Итальянская икона дизайна

Суть: Легендарная работа ателье Bertone и один из самых известных проектов Abarth.
Дизайнер: Франко Скальоне.
Год создания: 1952.
Стоимость: $296 500 (цена на аукционе Christie's в 2003 году за неотреставрированный экземпляр).

В середине XX века итальянская школа дизайна, и в частности ателье Bertone, достигла культового статуса. В это же время компания Abarth, известная тюнингом, решила стать полноценным автопроизводителем. Сохранив тесную связь с Fiat, Abarth поручила разработку кузовов для своих малолитражек нескольким дизайн-студиям. Венцом этого сотрудничества стал Abarth 1500 Biposto от Bertone, который произвёл фурор на Туринском автосалоне 1952 года. Автомобиль настолько впечатлил руководство американского бренда Packard, что они сразу же его купили и увезли в Детройт, где, как считается, он служил источником вдохновения для местных дизайнеров.

Уникальная история этого Abarth связана с американским журналистом Ричардом Смитом. Посетив штаб-квартиру Packard, он помог компании с новым рекламным слоганом. В качестве благодарности президент Packard Джеймс Нэнс предложил Смиту денежное вознаграждение, но журналист отказался, сославшись на этику. Тогда Нэнс подарил ему сам Abarth 1500 Biposto. Смит активно использовал автомобиль на протяжении 20 лет, после чего машина была продана на аукционе Christie's, отреставрирована и в 2010 году завоевала престижный приз Gran Turismo Trophy на конкурсе элегантности в Пеббл-Бич.

Ferrari 375 MM Scaglietti Coupe: Итальянский ответ «крылу чайки»

Суть: Уникальное купе, созданное как ответ Mercedes 300 SL с его «крыльями чайки».
Дизайнер: Серджио Скальетти.
Год создания: 1955.
Стоимость: Не разглашается.

Этот автомобиль — первая из знаменитых работ Серджио Скальетти для Ferrari, созданная по спецзаказу кинорежиссёра Роберто Росселлини. После аварии на своём гоночном Ferrari 375 MM Spider Росселлини решил не просто отремонтировать машину, а превратить её в эксклюзивное дорожное купе. Carrozzeria Scaglietti создала полностью алюминиевый кузов, впечатливший даже Энцо Феррари. Автомобиль стал своеобразным вызовом Mercedes 300 SL, но в отличие от немецкой серийной модели, остался в единственном экземпляре.

Интересно, что Росселлини заказал ещё одно купе на базе 375 MM (номер 0456AM) в подарок жене, актрисе Ингрид Бергман, но оно было разработано Pininfarina и менее известно. Творение же Скальетти стало иконой. Сегодня этот Ferrari — желанный гость на элитных автосалонах. В 2014 году он удостоился титула «Лучший на выставке» в Пеббл-Бич, что для послевоенной модели большая редкость. Предполагается, что с 1995 года автомобилем владеет бывший президент Microsoft Джон Ширли.

Ferrari P4/5 by Pininfarina: Enzo, переосмысленный для миллионера

Суть: Уникальный суперкар на базе Ferrari Enzo, созданный по индивидуальному заказу.
Дизайнер: Джейсон Кастриота.
Год создания: 2006.
Стоимость: Около $4 млн (оценочная стоимость проекта в 2006 году).

В середине 2000-х Pininfarina запустила направление по созданию эксклюзивных суперкаров для коллекционеров. Самый громкий проект — P4/5 для американского магната Джеймса Гликенхауса. Он приобрёл один из последних Ferrari Enzo и отдал его на полную переработку. Вдохновением послужил гоночный Ferrari 330 P4 1967 года. В результате родился автомобиль с совершенно новым, плавным и округлым кузовом, где каждая линия была тщательно выверена. Было разработано более 200 уникальных деталей, хотя техническая начинка Enzo осталась нетронутой. Даже сама Ferrari официально признала этот проект, позволив использовать своё имя в названии — Ferrari P4/5. В 2006 году автомобиль стал звездой конкурса элегантности в Пеббл-Бич. Увлечение Гликенхауса уникальными автомобилями позже привело к созданию собственного бренда суперкаров SCG.

Jaguar XJ13: Самый красивый неудачник

Суть: Гоночный прототип для «24 часов Ле-Мана», который так и не вышел на старт.
Дизайнер: Малкольм Тайер.
Год создания: 1966.
Стоимость: Оценочно около $15 млн.

Jaguar XJ13 — это трагическая и прекрасная история. В середине 1960-х компания вложила огромные ресурсы в создание этого прототипа для победы в Ле-Мане. Однако изменившиеся технические регламенты требовали для допуска к гонкам выпуска минимум 50 дорожных версий. У Jaguar не было на это средств, и амбициозный проект был свёрнут. XJ13 так и не проехал ни одного гоночного круга, но вошёл в историю как, возможно, самый элегантный и несчастливый Jaguar, оставшись в единственном экземпляре.

Maybach Exelero: Испытательный стенд на колёсах

Суть: Уникальный суперкар, созданный для испытаний шин на экстремальных скоростях.
Дизайнер: Фредерик Буркхардт.
Год создания: 2005.
Стоимость: Около $8 млн (по данным о планировавшейся сделке 2011 года).

Exelero — результат сотрудничества Maybach и шинной компании Fulda. Его футуристичный, даже несколько гротескный дизайн с длинным капотом и смещённой назад кабиной — работа студента, победившего в конкурсе. Но главная задача автомобиля была технической: испытание шин на скоростях свыше 350 км/ч. Для этого на базе Maybach 57 создали уникальное купе с 700-сильным твин-турбо V12. На трассе Нардо Exelero разогнался до 351,45 км/ч, несмотря на вес в 2,6 тонны.

Автомобиль приобрёл культовый статус в поп-культуре, появившись в клипе Jay-Z. В 2011 году рэпер Birdman заявил о его покупке за $8 млн, но сделка, по всей видимости, не состоялась. Сейчас Exelero, как сообщается, принадлежит немецкой компании Mechatronik.

McLaren X-1: Футуризм по индивидуальному заказу

Суть: Эксклюзивный суперкар, созданный для неизвестного коллекционера.
Дизайнер: Ян Хун.
Год создания: 2012.
Стоимость: По слухам, около £7 млн.

McLaren X-1 выглядит как автомобиль из далёкого будущего: полностью карбоновый кузов, скрытые задние колёса и футуристичные линии. Это не концепт, а реальный автомобиль, построенный подразделением McLaren Special Operations (MSO) для частного клиента, который уже владел McLaren F1 и Mercedes SLR. Разработка велась три года параллельно с созданием серийного MP4-12C, на базе которого и построен X-1. Дизайн машины — это смесь стилистических отсылок к классическим автомобилям 1930-х — 1970-х годов, переосмысленных в ультрасовременном ключе.

Porsche 935 Straßenversion: Гоночный чемпион для дорог общего пользования

Суть: Дорожная версия легендарного гоночного Porsche 935 «Ле-Ман».
Дизайн: Porsche Sonderwunsch (спецзаказ).
Год создания: 1983.
Стоимость: 300 000–400 000 евро (оценка 2014 года).

Этот уникальный Porsche был построен для Мансура Оджеи, владельца TAG Holdings и совладельца команды McLaren в Формуле-1. Компания хотела инвестировать в автоспорт, и Porsche пошла навстречу, создав дорожную версию своего победного гоночного автомобиля 935. Машина получила характерный «плоский нос» и огромное антикрыло, но внутри была отделана с роскошью, присущей дорожным моделям. Под капотом остался 3,3-литровый турбомотор мощностью около 400 л.с., что для начала 80-х было феноменальным показателем.

За 30 лет автомобиль сменил нескольких владельцев, но благодаря малому пробегу (около 20 000 км) никогда не требовал полной реставрации. В 2014 году он был выставлен на аукцион Bonhams и, как сообщается, был продан.

Обратите внимание: Отделение Mercedes-AMG ввело в строй 53-ю серию.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Когда все силы брошены на создание автомобиля, который не пойдет в серию, порой получаются шедевры.