
В России могут появиться скидки на штрафы за неоплаченную парковку при условии их быстрой оплаты. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Специалисты полагают, что такая мера способна повысить финансовую дисциплину среди автовладельцев. Однако последствия могут быть неоднозначными: с одной стороны, возможен временный спад доходов местных бюджетов, с другой — формирование более ответственного подхода к уплате штрафов. В статье рассматриваются аргументы за и против смягчения наказаний.
Восстановление справедливости
Депутаты Госдумы выступили с инициативой предоставить 50-процентную скидку при досрочной оплате штрафов за неоплаченную парковку. Для этого планируется внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Законопроект уже направлен в нижнюю палату парламента.
Стоит напомнить, что на сегодняшний день в России действует система скидок при быстрой оплате штрафов за нарушения ПДД, но она регулируется на федеральном уровне. Штрафы же за неоплаченную парковку устанавливаются регионами, и на них эта льгота не распространяется, что создает правовую коллизию.

«Наиболее массовым и социально значимым является штраф за неуплату парковки на платных городских территориях, однако на него не действует скидка в 50% при своевременной оплате, предусмотренная КоАП для других нарушений», — указано в пояснительной записке к документу.
Авторы инициативы обращают внимание на то, что такие штрафы выписываются очень часто из-за крайне короткого льготного периода для оплаты — всего пять минут. Водители часто не успевают произвести платеж, в том числе по техническим причинам. Даже опоздание на секунду ведет к административной ответственности.
«Широкому распространению таких штрафов также способствует высокая степень автоматизации их фиксации с помощью камер фото- и видеофиксации», — подчеркивается в документе. При этом дорожные знаки и разметка, обозначающие платные зоны, иногда бывают плохо читаемы.

Чтобы устранить этот законодательный пробел, парламентарии предлагают распространить действие «льготного периода» и 50-процентной скидки на штрафы за нарушения правил платной парковки.
Авторы законопроекта признают, что его принятие может привести к временному снижению доходов местных бюджетов из-за уменьшения суммы каждого штрафа. Однако в перспективе доходы могут вырасти за счет повышения собираемости платежей и снижения административных издержек на взыскание.
В документе отмечается: «Влияние нововведения на бюджетные доходы регионов будет во многом зависеть от уровня урбанизации и других специфических особенностей каждого субъекта РФ».
В случае одобрения закон может вступить в силу уже 1 сентября 2024 года.
Позитивный опыт
Юрист Александр Хаминский, директор Центра правопорядка в Москве и Московской области, считает, что унификация подходов к оплате штрафов всех категорий соответствует принципам законности и справедливости.
— Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом и не допускает произвольного изменения объема прав и обязанностей, — пояснил эксперт.

Однако на сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация: за нарушения федеральных ПДД (например, превышение скорости) граждане могут заплатить половину суммы в течение 20 дней, а за региональные нарушения, такие как неоплата парковки, такой льготы нет, — отметил он.
При этом, по мнению эксперта, нарушения федеральных правил часто несут непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, в то время как неуплата за парковку представляет меньшую общественную опасность.
— Таким образом, жесткость наказания за подобные нарушения не всегда соразмерна их тяжести, — подчеркнул Хаминский.
Вадим Петров, юрист-международник, член Адвокатской палаты России, заявил, что актуальность инициативы подтверждается комплексным анализом, учитывающим экономические, правовые и социальные аспекты.
Он не исключил, что введение скидок может положительно повлиять на дисциплину водителей. Российская практика показывает, что аналогичные меры для других видов административных нарушений (например, за превышение скорости) привели к значительному росту собираемости штрафов.

— По данным МВД, после введения скидки собираемость штрафов за нарушения ПДД достигла 70–80%. Это говорит о том, что аналогичные меры в отношении парковочных штрафов могут повысить их оплату до сопоставимого уровня, — указал собеседник «Известий».
По его словам, эффективность таких мер подтверждается и международным опытом. Схемы скидок за своевременную оплату штрафов за парковку успешно применяются в Великобритании и Испании. Их использование способствует повышению дисциплины водителей и снижению административных расходов.
Необходимость системных изменений
Алексей Смирнов, директор по развитию «Трафиковых решений», член рабочей группы «ОПОРЫ РОССИИ» по изменениям в ПДД, отметил, что введение скидок стало бы еще одним шагом в поддержку автомобилистов, чьи права, по мнению экспертов, часто нарушаются.
Обратите внимание: Град размером с арбуз пробивает крыши машин (видео).
— В Москве штраф за неоплаченную парковку составляет 5000 рублей, что является существенной суммой. При этом получить его можно совершенно случайно, без злого умысла, — пояснил он. Однако эксперт сомневается в эффективности предлагаемой меры без других изменений.
— Платные парковки — это инструмент управления транспортным спросом и регулирования использования личного автотранспорта в городе. Для полноценной работы такой системы необходимо параллельное развитие качественной инфраструктуры общественного и микромобильного транспорта, что и происходит в Москве в последние годы. Бюджет этой инфраструктуры пополняется, в том числе, за счет парковочных сборов, — пояснил Смирнов, выразив опасения, что снижение штрафов может сократить эти доходы.
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев считает, что для снижения количества нарушений необходимо доработать саму систему штрафов. Сейчас водитель, не оплативший дополнительные 15 минут парковки, штрафуется на ту же сумму, что и тот, кто вообще не платил.
— При этом в мобильных приложениях иногда возникают технические сбои (из-за ошибок GPS и т.п.). Таким образом, нарушение может быть зафиксировано не по вине водителя, но оспаривать несправедливый штраф в суде для него часто дороже с точки зрения времени, сил и денег, чем просто его оплатить, — отметил эксперт.

Он также убежден, что необходимо уделять больше внимания развитию общественного транспорта, особенно в городах, не имеющих метрополитена.
— В целом, чем хуже ситуация с общественным транспортом в городе (устаревший автопарк, длительное время ожидания), тем выше спрос на личные автомобили. Людям просто нужно на чем-то передвигаться, поэтому они покупают машины, — сказал Матвеев. Это, по его мнению, приводит к таким проблемам, как пробки, заторы и хроническая нехватка парковочных мест в жилых районах.
Влияние на дисциплину водителей
Между тем Алексей Смирнов признал, что в некоторых районах Москвы с высокой стоимостью парковки для водителей может стать выгоднее заплатить уменьшенный штраф, чем регулярно оплачивать парковку по тарифу.
— Это может привести к росту числа нарушений, поскольку штрафы должны быть достаточно высокими, чтобы стимулировать водителей платить за парковку легально. Поэтому количество штрафов может увеличиться, но сборы за парковку — снизиться, — не исключил он.

Александр Хаминский согласен, что возможность получить скидку в 50% может побудить некоторых недобросовестных водителей вообще не платить за парковку, надеясь, что нарушение не будет зафиксировано.
— Если штраф все же выпишут, то его размер окажется в два раза меньше прежнего, — уточнил эксперт.
Однако современные исследования показывают, что ключевым фактором формирования водительской дисциплины является не размер штрафа, а его неотвратимость и скорость вынесения, подчеркнул Вадим Петров.
— Введение скидок может помочь сформировать более ответственное отношение к оплате штрафов, поскольку водители будут заинтересованы сделать это быстро, чтобы получить финансовую выгоду, — считает он.
Потенциальные выгоды и риски
Вадим Петров заявил, что введение скидок на штрафы за неоплаченную парковку может иметь двоякие финансовые последствия. С одной стороны, уменьшение суммы каждого штрафа выглядит как потеря доходов бюджета.
- С другой стороны, увеличение собираемости штрафов могло бы компенсировать эту потерю. По данным прошлого года, оплачивалось около 50-60% штрафов за неуплату парковки в крупных городах России. Введение скидок могло бы увеличить этот показатель до 70-80%, потенциально компенсируя снижение суммы каждого штрафа. Кроме того, снизятся административные издержки на взыскание, что даст дополнительную экономию бюджетам, — убежден юрист.

Александр Хаминский считает, что сейчас сложно точно спрогнозировать, как нововведение повлияет на собираемость штрафов и их количество. Однако в любом случае государство должно иметь возможность компенсировать издержки, понесенные при привлечении недобросовестных водителей к ответственности.
— В данном случае можно говорить о поиске баланса между частными и общественными интересами, а также о потенциальном увеличении эффективности взимания штрафов на всех уровнях бюджета, — признал он.
Петров не исключил, что в случае успешной реализации законопроекта и достижения высокого уровня собираемости, поступления от штрафов останутся стабильными или даже вырастут благодаря повышению финансовой дисциплины.
— Однако для достижения максимального эффекта необходимо параллельно с этой мерой проводить информационные кампании и постоянно анализировать ее влияние на правовую культуру и уровень нарушений, — подчеркнул эксперт.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Размер взыскания предлагают сократить на 50%.