Кризис в такси: 75% водителей не готовы к новым страховым требованиям с 1 сентября

С 1 сентября российская сфера такси может столкнуться с масштабным кризисом: три четверти водителей рискуют потерять право на работу из-за невыполнения новых законодательных требований. Основное препятствие — необходимость оформления обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП), для получения которого требуется специальное разрешение на работу в такси. На сегодняшний день таким разрешением обладают лишь 25% водителей, преимущественно из Москвы. Об этом говорится в обращении Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» к председателю правительства Михаилу Мишустину, в котором содержится просьба об отсрочке вступления новых правил в силу.

В чем суть новых требований к таксистам?

Альянс «Цифровой мир», объединяющий крупные таксомоторные компании и частных водителей, направил официальное письмо в кабинет министров с просьбой перенести дату начала действия нового закона. Суть изменений заключается в обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП), которое должно защищать клиентов в случае происшествий во время поездки. Ключевая проблема в том, что для оформления такого полиса водителю необходимо предварительно получить официальное разрешение на осуществление таксомоторных перевозок.

По словам председателя ассоциации Валерия Корнеева, эта процедура пройдена далеко не всеми. В отрасли сегодня занято около 2,5 миллионов человек, из которых 1,5 миллиона — это самозанятые водители-индивидуалы. Остальные работают в составе таксопарков.

Данные Минтранса подтверждают серьезность ситуации: лицензии на предпринимательскую деятельность в сфере такси получили лишь 21 тысяча физических лиц, что составляет всего 1.5% от общего числа самозанятых водителей. В таксомоторных компаниях ситуация лучше — разрешения есть у примерно 600 тысяч человек (60% сотрудников), но большинство из них сконцентрированы в столице. В итоге, по оценкам экспертов, легальный статус имеют только каждый четвертый таксист.

«Для получения разрешения необходимо соответствовать целому ряду требований закона №580-ФЗ «Об организации перевозки пассажиров и багажа». Например, перекрасить автомобиль в цвет, установленный регионом (в Москве это белый с желтыми полосами), — поясняет Валерий Корнеев. — Также требуются копии протоколов ежедневного предрейсового медосмотра и технического контроля. Для самозанятых водителей в России просто отсутствует инфраструктура для выполнения этих условий в динамическом режиме, поэтому разрешения получают в основном сотрудники крупных компаний».

Эксперты предупреждают, что большая часть таксистов теперь оказывается в «серой» зоне без реальных шансов на быструю легализацию.

Обратите внимание: Почему у новых Мерседесов такие большие значки.

С 1 сентября ГИБДД получит полномочия проверять наличие полиса ОСГОП, которого у большинства водителей не будет. Это, по мнению специалистов, не повысит безопасность, а лишь вытеснит с рынка огромное число перевозчиков, что грозит острым дефицитом такси и ростом цен.

Позиция властей и возможные решения

В ответ на запрос «Известий» в правительстве заявили, что вопрос переадресован в Минфин и Минтранс. Министерство финансов четко обозначило свою позицию: отсрочка не поддерживается. Чиновники подчеркивают, что новые меры направлены на усиление страховой защиты пассажиров. Например, страховая сумма на случай гибели увеличится с 500 тысяч до 2 миллионов рублей.

Ранее представители таксомоторного бизнеса уже просили отложить введение ОСГОП до 2028 года, предупреждая об ускоренном оттоке водителей. В Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО) «Известиям» сообщили, что закон вступит в силу 1 сентября, а данные по количеству заключенных договоров пока преждевременны. Также было отмечено, что отсутствие полиса ОСГОП станет основанием для приостановки лицензии на перевозки.

Технологические предложения и мнения экспертов

Компания «Яндекс» уточнила, что агрегаторы не обязаны контролировать наличие страховки у водителей — их задача проверять разрешения при подключении к платформе. В компании предложили решение, которое могло бы смягчить переходный период.

«Недавно для таксистов была введена возможность покупать краткосрочные полисы ОСАГО, действующие только в день работы. Их можно оформить прямо в приложении для приема заказов. Аналогичный подход стоило бы реализовать и для ОСГОП, чтобы все обязательные страховки были доступны водителям онлайн и покрывали фактическое время работы», — отметили в «Яндекс Такси».

Исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин считает, что прежде чем ужесточать контроль, власти должны наладить саму систему приобретения полисов. «Пока неясно, как быстро и по какой цене операторы смогут купить ОСГОП. Для быстрой адаптации рынка обсуждается возможность введения краткосрочного полиса ОСГОП по аналогии с ОСАГО, чтобы водители могли оперативно оформлять все необходимое онлайн», — рассказал он изданию.

Первый заместитель председателя контрольного комитета Госдумы Дмитрий Гусев признает, что закон о такси нуждается в доработке. «Документ серьезно изменил статус-кво: в серую зону попало более 1 млн водителей. Новые правила действуют почти год, и за это время цены на поездки в Москве выросли на 40%, а по России — на 30%. При этом безопасность движения объективно не повысилась», — констатирует депутат.

Руководитель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов придерживается иной точки зрения. Он напоминает, что о необходимости получения лицензии и страховки было известно заранее — соответствующие реформы были приняты еще в прошлом году.

«Столь низкая доля готовых к работе самозанятых связана с сознательным игнорированием установленного порядка и выглядит как попытка шантажа власти угрозой дефицита таксистов. Такое поведение не должно быть поводом для отсрочки, особенно когда речь идет о прозрачности рынка и безопасности пассажиров», — заявил Павлов. Он также добавил, что процедура получения лицензии полностью автоматизирована, документы подаются в электронном виде, а срок рассмотрения заявок минимален.

Евгения Перцева
Владимир Гаврилов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Почему водители не смогут выехать на маршрут и как предлагается решить проблему.