Минфин и ЦБ отклонили просьбу об отсрочке обязательного страхования для такси до 2028 года

Власти не пошли навстречу представителям таксомоторного бизнеса. Министерство финансов и Центральный банк России официально отказались переносить на 2028 год введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков такси (ОСГОП). Об этом свидетельствуют ответы ведомств на обращение Общественного совета по развитию такси. Новые требования, согласно текущему законодательству, должны начать действовать уже с 1 сентября текущего года.

В своем обращении Общественный совет просил об отсрочке, ссылаясь на значительную финансовую нагрузку на перевозчиков. Минтранс, выступая посредником, поддержал эту инициативу и направил соответствующее предложение в думский комитет по финансовому рынку. Как отметил Владимир Луговенко, и.о. начальника департамента автомобильного транспорта Минтранса, ведомство выразило озабоченность дополнительными расходами для бизнеса. Однако, как уточнил председатель комитета Анатолий Аксаков, это предложение не получило поддержки. Для согласования окончательной позиции Минтранс запросил мнение Минфина и Банка России, которые и выступили против отсрочки.

Суть нового требования: что такое ОСГОП для такси

ОСГОП – это обязательное страхование, которое защищает интересы пассажиров такси в случае причинения им вреда при перевозке. С 1 сентября 2024 года действие соответствующих поправок в закон распространяется и на таксомоторный транспорт. Ключевое отличие от привычного ОСАГО – существенно более высокий лимит страховой выплаты. Если по ОСАГО максимальная сумма составляет 500 тысяч рублей, то по полису ОСГОП пассажир такси может получить до 2 миллионов рублей компенсации. Стоимость полиса, согласно установленному Банком России тарифному коридору, будет варьироваться от 1300 до 5400 рублей в год в зависимости от индивидуальных рисков конкретного перевозчика.

Аргументы таксистов: почему они просили об отсрочке

Общественный совет привел ряд серьезных аргументов, объясняющих, почему введение ОСГОП именно сейчас может навредить рынку.

  • Проблемы с ОСАГО: Многие водители такси до сих пор сталкиваются с отказами в оформлении полисов ОСАГО или завышенными ценами. Появление нового обязательного полиса ОСГОП, по мнению совета, может лишь усугубить недоверие страховщиков к этому сегменту.
  • Отсутствие гибкости: Полис ОСГОП оформляется минимум на год без возможности возврата средств при досрочном расторжении. Для самозанятых таксистов, которые часто арендуют автомобили на короткие сроки, это означает постоянные финансовые потери. Совет настаивал на внедрении системы «гибкого страхования».
  • Дисбаланс в выплатах: По полису ОСГОП компенсацию получат все пассажиры такси, даже если авария произошла по вине другого водителя. При этом сам таксист или пострадавший пешеход смогут рассчитывать только на выплаты по ОСАГО (до 500 тыс. рублей). Совет предложил уравнять лимиты ответственности.
  • Опасения по тарифам: Существуют опасения, что страховщики будут устанавливать цену полиса по верхней границе коридора (5400 рублей). Для защиты от резкого роста стоимости предлагалось привязать тарифы к уровню инфляции.
  • Риски мошенничества: В отрасли до сих пор не создана эффективная система противодействия страховому мошенничеству, что является дополнительным риском.

    Обратите внимание: 350-сильный хот-хэтч стал самым известным такси Норвегии.

Отсутствие полиса ОСГОП грозит перевозчикам серьезными санкциями: штрафами до 1 миллиона рублей для юридических лиц и приостановкой лицензии. По оценке председателя комитета Ирины Зариповой, в таких условиях легально работать смогут лишь около 25% перевозчиков, что приведет к дефициту машин, росту цен на поездки и социальной напряженности. На сегодня в федеральном реестре зарегистрировано около 92 тысяч операторов такси и 572 тысячи автомобилей.

Позиция регуляторов: ответ Минфина и ЦБ

В своих ответах ведомства дали пояснения по ключевым претензиям таксистов.

  • По отказам в страховании: Замминистра финансов Иван Чебесков подчеркнул, что закон запрещает страховым компаниям отказывать в заключении договора ОСГОП. В случае нарушений он рекомендовал обращаться в службу по защите прав потребителей финансовых услуг Банка России.
  • По «гибкому страхованию»: Банк России концептуально поддержал идею введения краткосрочных полисов ОСГОП по аналогии с ОСАГО. Директор департамента страхового рынка ЦБ Илья Смирнов отметил резкий рост спроса на такие полисы среди таксистов в последние месяцы.
  • По тарифам и инфляции: Минфин и ЦБ выступили против привязки тарифов ОСГОП к инфляции. По их мнению, это может привести к использованию экономически необоснованных цен: как заниженных (что угрожает финансовой устойчивости страховщиков), так и завышенных.

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и Минфина за дополнительными комментариями.

Мнение страхового рынка

Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) не разделяет все опасения перевозчиков. В союзе отметили, что с июля 2023 года наблюдается активный рост оформления ОСАГО такси, и нет оснований полагать, что с ОСГОП ситуация будет иной. Кроме того, в договоре ОСГОП уже предусмотрена возможность смены транспортного средства.

В «АльфаСтрахование» указывают на другую проблему: как и в случае с ОСАГО, для ОСГОП пока нет эффективного механизма постоянного контроля за наличием полиса у водителя. Это создает дисбаланс, когда легальные компании несут расходы, а временные водители могут работать без страховки, что является риском для всех участников движения.

СК «МАКС» отмечает, что активность запросов на ОСГОП со стороны таксистов была высокой лишь после новостей о скором введении требований, а затем пошла на спад. В компании поддерживают саму идею защиты пассажиров, но считают, что времени на комплексную оценку рисков в сегменте такси было отведено недостаточно.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Минфин и ЦБ отказались переносить на 2028 год сроки вступления в силу требований по покупке полисов обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика такси (ОСГОП), следует из ответов Минтранса, Минфина и ЦБ в адрес Общественного совета по.