Минфин и ЦБ отказались переносить на 2028 год сроки вступления в силу требований по покупке полисов обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика такси (ОСГОП), следует из ответов Минтранса, Минфина и ЦБ в адрес Общественного совета по

По ответам Минтранса и Минфина, Минфин и ЦБ отказались отложить требование для таксомоторных компаний по приобретению обязательного страхования гражданской ответственности (ОСГОП) до 2028 года. Министерство финансов и Центральный банк – Общественному комитету по развитию такси (копия письма есть у Королевского банка Канады). Требование должно вступить в силу с 1 сентября этого года.

Отвечая на жалобу Общественного совета, в Минтрансе напомнили, что еще на этапе формулирования законопроекта об ОСГОП ведомство предлагало отложить введение норм на один год, до 2025 года. Владимир Луговенко, исполняющий обязанности начальника департамента автомобильного транспорта Минтранса, ответил: "Минтранс выразил свою позицию по поводу дополнительной финансовой нагрузки на субъектов предпринимательства. В думский комитет по финансовому рынку направлено письмо с рекомендацией об отсрочке". Председатель Анатолий Аксаков при этом уточнил, что предложение не было поддержано.

В целях выработки единой позиции по призыву Комиссии Минтранс обратился к Минфину и Банку России.

Какой вид страхования будет доступен

ОСГОП – обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами. 1 сентября вступили в силу поправки в закон об ОСГОП, распространяющие их сферу действия на пассажирский таксомоторный транспорт. Лимит страхового возмещения ущерба пассажирам — до 2 миллионов рублей. (Для сравнения, в законе об ОСАГО установлен максимальный лимит в 500 000 рублей, и таксисты тоже должны встать на учет).

В июле Банк России уже установил тарифный коридор для такой политики: согласно тарифным расчетам, установленным Банком России, ее стоимость составит от 1300 до 5400 рублей. Каждый год зависит от индивидуального риска перевозчика.

Почему таксисты просили переноса

В своем обращении комиссия отметила, что введение дополнительного страхования может затруднить масштабную легализацию индивидуальных таксистов и создать новые административные препятствия.

Среди них наиболее важными являются следующие проблемы:

  • Вопрос обязательного страхования автогражданской ответственности водителей такси до сих пор не решен. Многим до сих пор отказывают в страховании, а стоимость его очень высока. Введение дополнительных полисов «приведет к потере доверия страховых организаций к рынку такси». Согласно ОСГОП, у перевозчика также высокий риск отказа в страховании;
  • Полисы ОСГОП действительны не менее одного года, возврат страховых взносов при досрочном расторжении договора не предусмотрен. Таксисты-самозанятые в основном арендуют автомобили для работы, и каждый раз им приходится приобретать новый полис, что приведет к значительным финансовым потерям. Рекомендуется запустить «гибкое страхование»;
  • Ущерб по ОСГОП будет возмещен всем пассажирам такси, даже если они понесли убытки по вине другого водителя (не таксиста). При этом в последнем случае ОСГОП не выплачивает компенсацию ни самому таксисту, ни пешеходу. «В этом случае по полису ОСАГО пассажир сможет получить компенсацию до 2 миллионов рублей, а водитель и пешеход — до 500 тысяч рублей. Мы считаем, что риск для всех участников ДТП составляет то же самое», — написала председатель комитета Ирина Зарипова, предложив уравнять размер компенсации исходя из суммы, выплаченной ОСГОП.
  • Таксисты обеспокоены тем, что стоимость полиса ОСГОП будет рассчитана по верхней границе тарифного коридора (5 400 рублей). Это основано на «многолетнем опыте мониторинга цен на политику такси ОСАГО». Совет рекомендует определять индексацию расходов ОСГОП исходя из годового уровня инфляции;
  • В России нет эффективной стратегии борьбы с мошенничеством в сфере автострахования, в том числе в такси.

    Обратите внимание: 350-сильный хот-хэтч стал самым известным такси Норвегии.

    Рекомендуется его развивать.

Без ОСГОП перевозчикам грозят штрафы: для индивидуального предпринимателя (ИП) или руководителя транспортной компании - до 50 000 рублей, для юридических лиц - от 500 000 до 1 млн рублей; Лицензия перевозчика также может быть приостановлена ​​или отозвана в соответствии с Законом о машинах-такси.

"В нынешней ситуации легально работать на рынке смогут только четверть перевозчиков, зарегистрированных в региональном реестре", - отметила Зарипова. Это приведет к серьезному дефициту такси и тем самым снизит доступность транспортных средств в критических ситуациях. Расходы на проезд вырастут из-за нехватки автомобилей. Это также может привести к социальным волнениям и напряженности в регионе.

Согласно последним данным, опубликованным Минтрансом на отраслевом форуме МЭФТ, в федеральной системе такси ФСИС зарегистрировано 92 000 операторов такси (из них 25 000 являются самозанятыми), 572 000 такси и 1200 служб заказа такси.

Что ответили Минфин и ЦБ

  • В своем ответе заместитель руководителя ведомства Иван Чебесков отметил, что согласно закону страховые компании не могут отказать в оформлении обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСГОП) по требованию перевозчика. «Учитывая, что Центральный Банк России осуществляет контроль за правильностью расчета страховых взносов по договору ОСАГО и осуществляет надзор за деятельностью субъектов страхования, в случае просчета страховой организацией страховой премии либо отказа или уклонения от заключения договора необходимо обратиться в службу для Защитить права потребителей и обеспечить доступность финансовых услуг ЦБ РФ», — посоветовал замминистра. Отказ от заключения договора может быть зафиксирован с помощью фотографий, аудио- или видеотехники или свидетелей;
  • Что касается вопроса «гибкого страхования» ОСГОП, позволяющего переоформлять полис без доплаты при смене автомобиля, в ЦБ заявили, что решением может стать введение краткосрочных договоров ОСГОП (аналогично ОСАГО). Илья Смирнов, директор департамента страхового рынка Банка России, ответил, что Банк России концептуально поддержал введение такого механизма. В пресс-службе ЦБ России сообщили Royal Bank of Canada, что среди таксистов увеличился спрос на краткосрочное обязательное страхование автогражданской ответственности (от 1 дня до 3 месяцев): "Если в первые три месяца продаж (с марта по май) 2024 года) при выдаче менее 11 000 полисов (менее 12% из них на такси), а затем за первые 18 дней июня и июля – более 52 500 (из них более 86% на такси), сообщил центральный банк;
  • В Минфине полагают, что требование закона о привязке страховых взносов ОСГОП к годовому уровню инфляции не поможет предотвратить резкий рост стоимости договора ОСГОП. В центральном банке заявили, что эта мера может привести к использованию экономически необоснованных тарифов, когда страховые премии недостаточны или слишком высоки. «Недостаточные премии могут оказать негативное влияние на финансовую устойчивость страховой компании и привести к неспособности позволить себе страхование».

РБК обратился за комментариями в пресс-службы департаментов транспорта и финансов.

Национальный союз компаний по страхованию ответственности (NULI) не согласен с рисками, выявленными перевозчиками. Они отметили, что с июля 2023 года в преддверии вступления в силу закона о такси (в сентябре) наблюдается резкий рост количества регистраций ОСАГО в такси. Они также считают нелогичным довод о том, что таксистам будет отказано в страховании ОСГОП так же, как и в страховании ОСАГО. "Кроме того, договором ОСГОП предусмотрена возможность смены транспортного средства, поэтому здесь (перерегистрации - РБК) вопроса нет", - добавили в профсоюзе.

В «АльфаСтрахование» полагают, что конкретные требования к расчету тарифов ОСГОП существенно не возросли, хотя дата вступления в силу этих требований приближается. Компания видит основные риски в другом: как и ОСАГО, ОСГОП пока не имеет эффективных инструментов для постоянного, а не выборочного контроля за соблюдением политики. «Это оставляет возможность водителям такси, регулярно работающим в отрасли, вообще не оформлять обязательное страхование. В результате возникает дисбаланс внутри самой отрасли, поскольку к таксомоторным компаниям предъявляются одни и те же требования, а к таксомоторам – совершенно другие решения Самозанятые, получающие дополнительный доход. При этом большую часть рынка такси составляют временные водители», — рассказала Дарья Туркина, руководитель направления страхования транспортных рисков «АльфаСтрахование». Это рассматривается как риск для пассажиров и других водителей.

Особую активность по запросам ОСГОП со стороны таксомоторных компаний СК «МАКС» зафиксировала только «после того, как решение было объявлено в СМИ», после чего интенсивность запросов существенно снизилась, сообщил Royal Bank of Canada Александр Щербаков из «МАКСа». В компании отметили: «В целом социальные инициативы по защите пассажиров такси, безусловно, правильные, но времени на проведение комплексной оценки рисков таких такси не хватило.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Минфин и ЦБ отказались переносить на 2028 год сроки вступления в силу требований по покупке полисов обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика такси (ОСГОП), следует из ответов Минтранса, Минфина и ЦБ в адрес Общественного совета по.