Штрафы за опасное вождение с 2025 года: новые правила для борьбы с лихачами на дорогах

С осени 2025 года в России могут ввести административную ответственность за опасное вождение. Законопроект, который Госдума планирует рассмотреть на предстоящей сессии, предполагает серьезные санкции для нарушителей. За первое правонарушение водителю грозит денежный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, а повторный инцидент может привести к лишению прав на срок до трех месяцев. Инициатива уже получила поддержку правительства, однако эксперты автомобильной отрасли указывают на необходимость более четкого определения самого термина «опасное вождение», чтобы избежать спорных трактовок на практике.

Новые меры против лихачей

В рамках нового законопроекта под опасным вождением понимается целый комплекс агрессивных и непредсказуемых действий на дороге. К ним относятся: отказ уступить дорогу транспортному средству, имеющему приоритет; перестроение в условиях плотного потока, когда все полосы заняты; несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала; а также намеренное резкое торможение с целью помешать обгону. Именно за такие маневры и будут налагаться штрафы. Как сообщают «Известиям», документ уже внесен в повестку осенней сессии парламента.

Один из авторов инициативы, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов, подтвердил «Известиям», что законопроект готовится к рассмотрению. Он отметил существующий правовой пробел: хотя понятие опасного вождения было закреплено в ПДД еще в 2016 году, конкретных штрафных санкций за него до сих пор не было. По словам Нилова, это необходимо исправить, так как агрессивные водители, особенно на мощных автомобилях, часто создают аварийные ситуации, играя в «дорожные шашки» и подрезая других, что напрямую угрожает жизни и здоровью людей.

В ходе дальнейшей работы над законопроектом планируется четко разграничить полномочия между ГИБДД и судами в вопросах наложения наказаний. Вопросы, связанные с лишением прав, будут находиться в юрисдикции суда, а вот со штрафами ситуация требует уточнения. Согласно статистике, приведенной в пояснительной записке, до 80% ДТП происходят по вине неосторожных водителей, что подчеркивает актуальность предлагаемых мер.

Правительство в целом поддержало идею, но внесло ряд замечаний. В частности, было отмечено, что в документе не прописаны конкретные полномочия сотрудников ГИБДД по фиксации таких нарушений. При этом в кабинете министров подчеркнули, что реализация инициативы не должна приводить к увеличению штата или дополнительным бюджетным расходам.

Обратите внимание: Новации, которые ожидают автомобилистов в 2018 году.

Мнения экспертов: поддержка и сомнения

Эксперты автомобильного сообщества в целом согласны с необходимостью борьбы с опасным вождением, однако выражают озабоченность по поводу практической реализации закона. Заместитель председателя Всероссийской ассоциации водителей Николай Матвеев поддерживает введение штрафов, но задается вопросом, как именно будет определяться и фиксироваться нарушение.

Вице-президент Национальной автомобильной федерации Антон Шапарин также считает законодательную инициативу логичной, поскольку она заполняет пробел в правовом поле. Однако он указывает на ключевую сложность: действующие ПДД недостаточно детализируют последовательность и состав действий, которые можно однозначно квалифицировать как опасное вождение. Это создает почву для субъективных оценок.

Автоюрист Константин Юрков развивает эту мысль, отмечая, что опасный маневр далеко не всегда является прямым нарушением пункта ПДД. Например, резкое, но технически правильное перестроение через прерывистую линию формально разрешено, но может спровоцировать аварийную ситуацию. То же самое с попыткой «проскочить» на мигающий зеленый свет. Вопрос в том, как доказать умысел и опасность таких действий. Неясно также, будет ли нарушение фиксироваться автоматическими камерами или исключительно на усмотрение инспектора ДПС, что может привести к злоупотреблениям.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Поможет ли это остановить водителей, которые создают опасные ситуации на дорогах.