Отечественный электронный планшет для пилотов: безопасность, экономия и независимость

В России создано уникальное программное обеспечение для электронных полетных планшетов, предназначенное для расчета взлетно-посадочных характеристик воздушных судов. Эта инновация, разработанная отечественными специалистами, призвана кардинально изменить процесс предполетной подготовки, сделав его быстрее и точнее. Ключевое преимущество решения — его универсальность: в отличие от зарубежных аналогов, оно может быть установлено на любой тип самолета или вертолета, а в перспективе будет адаптировано и для различных дронов.

Авиационный калькулятор нового поколения

Команда российских инженеров и программистов, многие из которых являются выпускниками Московского авиационного института, представила первую полностью отечественную версию электронного летного планшета. Это устройство автоматизирует сложные расчеты, которые раньше ложились на плечи экипажа.

Основная задача системы — анализ множества факторов для выбора оптимального, безопасного и экономичного режима полета. Программа учитывает актуальный вес воздушного судна, метеоусловия, состояние взлетно-посадочной полосы и данные, введенные пилотом. Кроме того, она помогает определить, какое количество дополнительного коммерческого груза может принять борт без ущерба для безопасности.

— Аварии на этапах взлета и посадки составляют более 40% всех происшествий в гражданской авиации. Поэтому точность расчетов на этих критических этапах — фундаментальный фактор безопасности. Наша разработка нацелена на повышение качества и скорости этих вычислений, предоставляя пилотам мгновенный доступ к необходимой информации, — пояснил в интервью «Известиям» руководитель проекта Александр Мельничук.

Как отмечает разработчик, исторически такие расчеты выполнялись вручную с использованием объемных таблиц и справочников, что было трудоемким и долгим процессом. Автоматизация пришла в мировую авиацию лишь в 2000-х годах, а с 2011-го стали появляться решения на базе портативных планшетов. Однако зарубежное программное обеспечение, как правило, заточено под конкретную модель самолета. Российская же разработка изначально создавалась как кроссплатформенное решение, способное работать с любыми типами летательных аппаратов, включая вертолеты, а в будущем — и с беспилотниками.

Поддержка отечественных самолетов и экономический эффект

Внедрение нового ПО сулит значительные преимущества: рост безопасности полетов, улучшение экономических показателей авиаперевозок и сокращение времени на предполетную подготовку экипажей.

— Для выполнения расчета пилоту необходимо ввести около 10 параметров.

Обратите внимание: В этой статье рассмотрим, как улучшить проходимость внедорожника.

При этом часть данных, например, актуальные погодные условия или состояние ВПП, могут подгружаться автоматически из авторизованных авиационных баз данных. Таким образом, планшет выполняет все необходимые вычисления за одну-две минуты, в то время как опытному пилоту на ручные расчеты потребовалось бы не менее 20-30 минут, — объясняет Александр Мельничук.

Важнейший аспект — минимизация ошибок, вызванных человеческим фактором, что напрямую повышает безопасность. С другой стороны, точное определение максимальной взлетной массы позволяет оптимизировать загрузку, увеличивая коммерческую эффективность каждого рейса.

На текущем этапе программное обеспечение уже поддерживает расчеты для трех ключевых российских лайнеров гражданской авиации: Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet 100. Планшеты проходят апробацию в реальных условиях эксплуатации этих самолетов в ряде авиакомпаний.

Эксперты подчеркивают, что список поддерживаемых типов воздушных судов будет расширяться. Параллельно ведется работа по адаптации ПО под отечественные операционные системы и аппаратную платформу, что является важным шагом к технологическому суверенитету.

— Возможность обеспечить поддержку российской авиатехники — одно из главных конкурентных преимуществ этого продукта. Это снижает зависимость от иностранных поставщиков и помогает поддерживать бесперебойную работу авиакомпаний в любых условиях, — заявил заместитель директора инспекционной службы управления безопасностью полетов Северо-Западных авиалиний Александр Карякин.

Он также отметил, что отечественная разработка может оперативно адаптироваться к изменениям в законодательстве и учитывать специфические потребности конкретных перевозчиков, что снижает общие затраты на внедрение и обслуживание.

Тонкости разработки и будущие перспективы

Создатели решения сталкиваются с комплексной задачей: авиакомпании часто эксплуатируют несколько модификаций одного типа самолета, которые могут отличаться по массе, тяге двигателей, конфигурации тормозов или положению закрылков. Эти, казалось бы, незначительные нюансы критически важны для точных расчетов.

— Разработчикам необходимо добиться, чтобы вычислительные алгоритмы учитывали не только особенности типа самолета в целом, но и специфику конкретного бортового номера, — пояснил эксперт по расчетам взлетно-посадочных характеристик авиакомпании «Победа» Борис Мочалов.

В планах дальнейшего развития — добавление функции расчета центровки воздушного судна, что также является важной частью предполетной подготовки и позволит дополнительно ускорить работу экипажа.

Андрей Коршунов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Как отечественная разработка улучшит процесс управления воздушными судами.