Ещё в тридцатых годах прошлого столетия США проявляли заметный интерес к Антарктиде, для покорения которой создали весьма оригинальное и инновационное транспортное средство

Кажется, есть что-то интересное в Антарктиде? Это царство вечного холода, льда и снега, где даже самые хорошо тренированные и хорошо экипированные люди могут только выжить, но не выжить.

Однако исследователи «Шестого континента» думают иначе, полагая, что лед Антарктиды содержит богатые природные ресурсы: уголь, нефть, никель и медь. Именно поэтому шестой континент, несмотря на то, что он совершенно непригоден для жизни, на самом деле наполнен различными исследовательскими станциями из разных стран.

Американский физик и исследователь Томас К. Поултер был участником Второй антарктической экспедиции адмирала Ричарда Бирда 1934 года, хотя экспедиция едва не закончилась. Она закончилась трагедией, но он не собирался сдаваться.

Как и у адмирала Бирда, вторая антарктическая экспедиция стала для него едва ли не последней. Но адмирал Бирд был человеком смелым и упорным, привыкшим рисковать и добиваться поставленных целей, поэтому, как только исследователи оправились от шока второй экспедиции, началась подготовка к новому покорению Антарктиды.

Амбициозные американцы решили во что бы то ни стало завоевать пустынный Шестой континент и вписать свои имена в анналы истории. Кроме того, они пользовались поддержкой правительства США и некоторых таких же безнадежных романтиков, как они сами, которые согласились вложить значительные средства в подготовку новых экспедиций.

В предыдущей экспедиции Антарктида преподала Поултеру очень важный урок – покорение этого безжизненного ледяного простора требовало чего-то посерьезнее, чем собачьи упряжки и тракторы. Хотя последний хорошо зарекомендовал себя и эффективно стал спасителем исследователей, на роль экспедиционного транспорта он все же не годился.

Поултеру ничего не оставалось, как самостоятельно разработать, как сейчас это называют, узкоспециализированные специальные транспортные средства. Создан специально для эксплуатации в Антарктиде и совершенно непригоден для других целей.

Сначала его назвали «Пингвином»

В 1937 году при поддержке Чикагского технологического института и хорошем государственном финансировании Поултер приступил к разработке беспрецедентного транспортного средства, предварительно названного «Пингвин», но названного в честь «Снежного крейсера». Название вошло в историю — «Снежный крейсер».

Будущий покоритель Антарктики имеет полноприводную систему с управляемыми передними и задними колесами, длину до 17 метров, ширину 6 метров и диапазон высоты от 3,7 до 4,9 метров благодаря гидравлической подвеске, меняющей грунт разрешение.

Особенностью «Снежного Крузера» являются огромные передний и задний свесы, которые можно использовать как лыжи.

по словам Болта, благодаря длинному свесу его вездеход может преодолевать ледяные трещины шириной до 4,5 метров. Найдя такую ​​трещину, автомобиль «прижмет» переднее колесо и втянет его в колесную арку, тем самым скользя. Подобно лыже, въезжающей задним колесом в трещину, переднее колесо выдергивает «хвост», когда передний свес оказывается на другом краю трещины. Эта операция непростая и проводится в несколько этапов.

Компания Goodyear использовала многослойную резину для создания гигантской шины диаметром 3 метра и шириной 85 сантиметров, но допустила фатальную ошибку – на шине не было, казалось бы, решающего «зубчатого» протектора, а оригинальные «Слики» "похожи на гоночные слики. И они явно недостаточно широки. Это все станет ясно позже, а пока Болт очень доволен внедорожными качествами своего творения.

В тридцатые годы Snow Cruiser был революционным автомобилем, поскольку представлял собой дизель-электрический гибрид. В качестве генераторов он оснащен двумя шестицилиндровыми 11-литровыми 150-сильными дизелями Cummins H-6, работающими от четырех электромоторов General Electric общей мощностью 300 лошадиных сил. Расположен внутри ступицы колеса. Этот полноприводный снегоход может развивать по шоссе скорость 48 км/ч, что весьма неплохо для автомобиля размером с дом и весом 34 тонны.

В основе Snow Cruiser лежит трубчатая рама, к которой прикреплены двухслойные панели кузова с утеплителем. Патрубки системы охлаждения двигателя проходят по периферии кузова автомобиля и одновременно выполняют функцию «центрального отопления». Горячий воздух, образующийся при работе двигателя, направляется в колесные арки, чтобы предотвратить замерзание колес.

Экипаж машины состоит из пяти человек: трое при движении должны находиться в носовой кабине, а остальные отвечают за контроль работы всех систем и узлов Snow Cruiser. В состав экипажа входил пилот — пятиместный биплан Beechcraft Staggerwing Scout, перевозимый на «сзади» машины для разведки и аэрофотосъемки.

В случае возникновения критической ситуации все члены экипажа смогут сесть в самолет и улететь. Например, если машина сломалась и не подлежит ремонту. С помощью небольшого крана биплан опустили на землю, с помощью чего заменили огромные колеса.

Срок эксплуатации «Снежного крейсера» — один год: в топливном баке машины около 9500 литров дизельного топлива и 4000 литров авиационного керосина. Достаточно просторная «кладовая» заполнена продуктами с длительным сроком хранения, но в Антарктиде вода не может быть проблемой.

Задняя подвеска имеет два запасных колеса, что пригодится, поскольку Поултер планирует пересечь Антарктиду общей дистанцией около 8000 километров. Автомобили и самолеты окрашены в ярко-красный цвет, чтобы их было легко заметить в белой пустыне.

Машину строили 2 года

20 октября 1939 года постройка «Снежного крейсера» была завершена. 24 октября он своим ходом отправился из Чикаго в Бостон, где его ждал зафрахтованный корабль «Полярис». В целом Snow Cruiser преодолел 1700 км без серьезных проблем, хотя некоторые незначительные технические проблемы все же возникли. Самый серьезный из них – перегрев дизельного двигателя, с которым до сих пор не борются.

Но Томаса Поултера больше раздражали разнообразные мосты на пути. Даже если подвеска будет полностью «прижата», автомобиль не сможет проехать под некоторыми из них, а некоторые не смогут выдержать их вес.

Обратите внимание: В Киеве засняли Porsche Cayenne с очень интересным сочетанием букв и цифр.

Как и в случае с другими препятствиями, мосты приходилось объезжать, и Snow Cruiser показал вполне приемлемые внедорожные качества, что еще раз убедило Поултера в правильности выбранной им концепции.

«Слики» покрышки прекрасно показали себя на бездорожье без каких-либо нареканий, и в середине ноября Болт, уверенный в своем творческом потенциале, приступил к погрузке «Снежного крейсера» на лодку. Машины приходится «припарковывать» на палубе, потому что «Поларис» — очень маленькая лодка.

Для этого пришлось снять задний «багажник» с размещенной на палубе запаской. Бипланы Beechcraft Staggerwing Scout обычно разбираются и отправляются в нескольких контейнерах в грузовом отсеке.

15 ноября «Полярис» сопровождал снежный крейсер из Чикаго в Бостон с большим количеством зрителей, покинув Бостонскую гавань и направившись на юг. Самое любопытное, что самые дальние расстояния, пройденные «Снежным крейсером» за свою долгую жизнь, прошли не по льдам и снегам Антарктиды и не по дорогам США, а по морю.

11 января 1940 года «Полярис» прибыл в пункт назначения в Китовой бухте. Построив специальную деревянную рампу, снежный крейсер столкнулся с трудностями, но все же высадился и достиг побережья шестого континента, которым он когда-то владел завоевывать. Адмирал Берд и Поултер очень хотели испытать машину в действии, но были горько разочарованы.

Колеса были настолько узкими для 34-тонного «снежного крейсера», что сразу проваливались в снег почти на метр, а слики вообще не имели сцепления с дорогой. После получаса борьбы на снегу всем стало ясно, что с выбором шин была допущена серьезная ошибка и машина совершенно не справляется со своей задачей.

Стоимость Snow Cruiser составила почти пустую трату — 150 000 долларов (2,9 миллиона долларов в сегодняшних деньгах.

Но Болт не унывал и придумал установить запаску на переднюю ось и цепь на заднее колесо. Таким образом пытались решить две основные проблемы – снижение давления колес на снег и улучшение тяговых характеристик шин. В некоторой степени это помогает: Snow Cruiser может двигаться на низкой скорости и показывает наилучшие результаты при движении задним ходом. Однако всем было ясно, что аппарат не сможет пересечь Антарктиду.

Это поражение действительно сокрушило Поултера, и 24 января он и адмирал Бирд отправились в Соединенные Штаты. Последний был призван в армию для продолжающейся Второй мировой войны, а Поултер просто не видел смысла в своей работе и не мог ее выполнять. «Снежный крейсер» за две недели преодолел 148 километров задним ходом, после чего было решено превратить его в постоянную исследовательскую станцию.

Несмотря на холодную погоду, двигатель автомобиля перегрелся и было решено завершить путешествие, тем более, что вскоре из США пришло известие о том, что правительство США прекратит финансирование проекта из-за военных угроз и впредь все средства будут использованы для удовлетворения нужд армии и флота. Во время движения мы также обнаружили, что большие передний и задний свесы не улучшают внедорожные качества, а ухудшают их. Снежные круизеры созданы для передвижения по ровной поверхности, но... «На бумаге гладко, но про овраги забывают».

Но система отопления работала достаточно хорошо, и экипажи утеплили машину деревянными досками и присыпали снегом. Такая форма Snow Cruiser, переделанная из специального транспорта в стационарную исследовательскую станцию, просуществовала до 1941 года.

Экипаж изучал сейсмическую активность, взял образцы льда и провел обширную научную работу, которая впоследствии пригодилась в других экспедициях. Но к 1941 году исследователи были вынуждены покинуть «Снежные крейсеры» и вернуться домой — в воздухе витал запах войны, и продолжение научных исследований было отложено до улучшения условий.

Генерал Бирд прослужил в штабе на протяжении всей войны, в которую США вступили в декабре 1941 года, а в 1945 году был одним из американских представителей, принявших капитуляцию Японии. В 1946 году Бирд отправился в свою четвертую антарктическую экспедицию в рамках операции ВМС США «Прыжок в высоту.

Одна из поисковых групп без труда нашла «Снежный крейсер», заброшенный пять лет назад и находившийся в удовлетворительном состоянии. Но машиной не воспользовались и она осталась стоять на своем вечном месте. В 1956 году ВМС США начали очередную антарктическую операцию «Глубокая заморозка I». В этой операции также участвовал адмирал Берд, но он не дожил до ее завершения и умер от сердечного приступа в марте 1957 года.

Однако в следующем году американские исследователи снова нашли Snow Cruiser, засыпанным снегом по самую крышу, и вновь пришли к выводу, что машина полностью работоспособна. После небольшого ремонта ее можно было бы переместить, но поскольку цели экспедиции были иными, ее оставили одну, на этот раз навсегда.

Где сейчас «Снежный крейсер»?

Впоследствии было предпринято множество попыток найти Снежный Патруль, но безуспешно. Некоторые исследователи пришли к выводу, что автомобиль, скорее всего, оказался на большом куске ледникового щита Росса, который откололся в начале шестидесятых годов и теперь находится на дне океана.

Сторонники теории заговора не исключают, что «Снежный крейсер» был доставлен в Советский Союз советскими военными, замаскированными под исследователей Антарктики. По их словам, эта машина была нужна советской стороне для получения доступа к передовым американским технологиям. Хотя технологии тридцатых годов вряд ли можно будет считать передовыми двадцать лет спустя.

Несмотря на это, после 1958 года этот уникальный специальный автомобиль больше никто не видел, и его судьба остается неизвестной. Возможно, он не оказался на расколотом леднике и не был увезен советскими военными, а остался на своем вечном месте, погребенный под несколькими метрами снега.

Томас Поултер, создатель Snow Cruiser, больше не участвовал в арктических экспедициях и вместо этого в 1948 году занял должность преподавателя в Стэнфордском университете, изучая жизнь морских млекопитающих. Он продолжал делать это до своей смерти в 1978 году, оставив после себя множество научных статей и книг, в основном посвященных морской жизни.

Но он не любит вспоминать Снежный Крейсер, и его можно понять — мало кто в мире любит вспоминать собственные неудачи. Однако справедливости ради стоит отметить, что если бы Поултер не ошибся с выбором шин, Snow Cruiser мог бы вести себя совершенно по-другому, и вполне возможно, что он вошел бы в историю, а не тот гигант, которым был. Неудачное, но революционное средство завоевания Шестого континента.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Ещё в тридцатых годах прошлого столетия США проявляли заметный интерес к Антарктиде, для покорения которой создали весьма оригинальное и инновационное транспортное средство.