![]()
В конце июля 2024 года в Государственной Думе состоялось важное заседание, посвященное росту стоимости автомобильного топлива. Депутаты обсудили текущую ситуацию и наметили пути решения проблемы, которая волнует миллионы автомобилистов и бизнес.
Контекст: рекордный рост цен на бирже
Обсуждение было инициировано на фоне значительного повышения стоимости бензина. В начале июля потребители столкнулись с подорожанием топлива на заправках, а на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже оптовые цены достигли исторических максимумов, превысив показатели сентября 2023 года. По данным на 26 июля 2024 года, тонна топлива на бирже оценивалась следующим образом:
- Бензин АИ-92 – 54 219 руб.;
- Бензин АИ-95 – 72 981 руб.;
- Летний дизель – 61 076 руб.;
- Газ природный (пропан-бутан) – 30 949 руб.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил рассмотреть этот вопрос в ответ на многочисленные обращения граждан. После предварительного обсуждения в профильном комитете 29 июля, было решено провести расширенное заседание с привлечением представителей правительства.
Заседание в Госдуме: ключевые тезисы и поручения
31 июля в Госдуме прошло расширенное заседание комитета по энергетике. В нем принял участие первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин. Председатель ГД Вячеслав Володин дал поручения четырем комитетам: по энергетике, по экономической политике, по вопросам сельского хозяйства и по контролю, чтобы держать ситуацию в фокусе.
Глава комитета по энергетике Павел Завальный отметил успехи модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), благодаря которой глубина переработки нефти достигла 86%. Он подчеркнул, что производство качественного топлива полностью покрывает потребности внутреннего рынка и позволяет вести экспорт. Однако, по его словам, необходимы дополнительные меры поддержки для поддержания рентабельности переработчиков.
Причины роста цен и оценка ситуации от Минэнерго
Несмотря на достаточные запасы сырья и готового топлива, рынок периодически сталкивается с дисбалансом спроса и предложения, что приводит к ценовым кризисам. Павел Завальный указал на необходимость корректировки нормативной базы для обеспечения бесперебойных поставок, особенно в сезон повышенного спроса.

Первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин заверил, что запасы бензина и дизеля на внутреннем рынке находятся на достаточном уровне, а розничные цены остаются стабильными. С начала года рост цен на АЗС не выходит за рамки общей инфляции (4,8%):
- бензин подорожал на 2,9–3,2%;
- дизельное топливо — на 2,3%.
Риски дефицита и ситуация с АИ-95
Сорокин сообщил, что к летнему сезону 2024 года созданы значительные резервы топлива, которые превышают средние исторические показатели. Объемы торгов на бирже соответствуют ожиданиям. Однако он признал существование локальных логистических проблем с поставками бензина АИ-95. Минэнерго совместно с Минтрансом и РЖД работает над ускорением железнодорожных перевозок этого вида топлива, чтобы не допустить затоваривания НПЗ и снижения производства.
Контроль за ценами и поддержка аграриев
Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ведут постоянный мониторинг цен как на АЗС, так и для сельхозпроизводителей. Власти заявляют, что ситуация стабильна, а рост мелкооптовых цен в 2024 году не превысит уровень инфляции.
Обратите внимание: Бензиновий Bentley Bentayga V8 предложат к заказу весной.
Транспортная логистика и продление экспортных ограничений
Одной из ключевых тем стало обеспечение приоритета железнодорожных перевозок топлива для внутреннего рынка. В Минэнерго считают необходимым законодательно закрепить этот приоритет, чтобы избежать повторения проблем осени-зимы 2023 года, когда сбои на НПЗ привели к дефициту.
Важным инструментом сдерживания цен стал запрет на экспорт бензина, введенный с 1 марта 2024 года. Хотя в мае и июле действие запрета временно приостанавливалось, принято принципиальное решение о его продлении после 31 августа на сентябрь-октябрь 2024 года. Это позволит стабилизировать внутренний рынок в период повышенного спроса. Также ведется работа по предотвращению «серого» экспорта, в том числе через страны ЕАЭС.
Стратегические инициативы: СПГ и защита инфраструктуры
![]()
Перевод транспорта на сжиженный природный газ
Павел Завальный анонсировал планы по стимулированию перевода тяжелого коммерческого транспорта и карьерной техники на сжиженный природный газ (СПГ). Это позволит снизить нагрузку на рынок автомобильного бензина и дизеля. Одним из сдерживающих факторов является дефицит СПГ-оборудования, в решении которого может помочь сотрудничество с белорусскими производителями. Эти вопросы планируется обсудить на совместном заседании парламентских комитетов России и Беларуси в сентябре, а также на круглом столе в Госдуме осенью.
Защита НПЗ от беспилотников
Павел Сорокин отдельно остановился на вопросах безопасности. После атак дронов на НПЗ в начале года был проведен внеплановый ремонт, и сейчас объемы переработки даже превышают уровень прошлого года. Для защиты критической инфраструктуры готовится законопроект, который предоставит службам безопасности нефтегазовых компаний право использовать средства радиоэлектронной борьбы против дронов. Это необходимо для предотвращения сбоев в производстве и поставках топлива.
В заключение стоит отметить, что власти демонстрируют комплексный подход к решению проблемы, сочетая краткосрочные меры (экспортные ограничения, контроль цен) со стратегическими инициативами (развитие СПГ, защита инфраструктуры). Цель — создать устойчивую систему, не требующую постоянного «ручного управления».
Если вы хотите сэкономить на топливе, получая кэшбэк 10% при каждой заправке, вы можете заказать кредитную карту Drive car в Т-Банке по ссылке. При заказе по ссылке вы получаете первый год обслуживания карты бесплатно.
Рекламировать. АО «ТБанк», номер лицензии ЦБ РФ: 2673. Идентификационный номер налогоплательщика 7710140679, номер: 2Vfnxxfr9n8
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 31 июля 2024 года в Госдуме прошло обсуждение текущей ситуации с ценами на бензин.


