ЗИЛ Э-167: Внедорожный титан для газовиков
В 1960-х годах советские инженеры создали поистине революционный вездеход — ЗИЛ Э-167. Эта машина, задуманная для работы в газовой отрасли, ломала все стереотипы о проходимости и мощности. Её конструкция была полна инновационных и смелых решений, которые и сегодня выглядят впечатляюще.



Сердцем этого гиганта стали не один, а целых два мощных 7-литровых двигателя V8, каждый из которых выдавал по 180 лошадиных сил. Они были расположены в задней части и работали через специально разработанную гидромеханическую трансмиссию. Чтобы снизить массу, кузов выполнили не из металла, а из стеклопластика, что для того времени было передовым решением. Для длительных автономных походов по бездорожью ЗИЛ Э-167 оснастили шестью топливными баками общей ёмкостью 900 литров. Габариты машины поражали: длина почти 9,3 метра, ширина более 3 метров, а высота — свыше трёх метров. При этом снаряжённая масса достигала 12 тонн, что делало его настоящим колоссом.
ЗИЛ-135Ш: Гибридный вездеход для космодрома
Этот загадочный прототип, ЗИЛ-135Ш, был частью амбициозного проекта по созданию «Супер Транспортера» для перевозки космических ракет. По сути, он представлял собой испытательную платформу для отработки уникальной электромеханической трансмиссии.

Конструкция силовой установки была необычной. Один бензиновый двигатель работал не на колёса напрямую, а приводил в действие генератор. Ток от него шёл на электромотор, встроенный в переднее управляемое колесо, которое могло поворачиваться на 90 градусов. Второй двигатель, расположенный сзади, был классическим и приводил задний мост, выступая в роли резервного. Летом 1967 года гибридный вездеход успешно прошёл испытания, показав отличную манёвренность. Однако проект транспортировки ракет по степи к Байконуру на таких машинах в итоге закрыли.
ЗИЛ-135П: Непотопляемый амфибийный штурмовик
ЗИЛ-135П, возможно, не претендует на звание красавца, но его уникальность и возможности не уступают другим экспериментальным разработкам завода. Эта машина создавалась как транспортно-спасательное средство для высадки на необорудованное побережье.

При длине 13,8 метра и весе около 20 тонн амфибия обладала высокой манёвренностью благодаря управляемым передней и задней осям. Как и у других прототипов ЗИЛ, здесь использовались два двигателя и сложная трансмиссия. Ключевой особенностью была непотопляемость: корпус из стеклопластика заполнялся пеной, которая не давала машине уйти на дно даже при серьёзных пробоинах. На суше ЗИЛ-135П был проворен, а на воде чувствовал себя уверенно, не боясь ни волн, ни мелкого льда. Движение в воде обеспечивали два гребных винта диаметром 700 мм с высоким КПД.
Обратите внимание: Электрические Москвичи начали поступать в ГИБДД.
МАЗ-7907: Исполин для межконтинентальных ракет
МАЗ-7907 — это инженерный памятник эпохи Холодной войны, созданный для перевозки тяжёлых межконтинентальных баллистических ракет РТ-23 УТТХ. Его гигантская длина (около 28 метров) объяснялась именно необходимостью нести такой груз. Полная масса этого автопоезда могла достигать 200 тонн.


Конструкция шасси была невероятно сложной: 12 ведущих мостов, 8 из которых были управляемыми. Чтобы такая махина могла развернуться, задние мосты могли поворачиваться в обратную сторону от передних. В движение МАЗ-7907 приводила газотурбинная установка мощностью 1250 л.с., которая вращала генератор. Ток, в свою очередь, подавался на электромоторы в каждом колесе (мотор-колёса). Несмотря на размеры, вездеход мог разгоняться до 40 км/ч и преодолевать серьёзное бездорожье. К сожалению, с закрытием ракетной программы «Целина-2» этот уникальный транспортёр так и остался опытным образцом.
СВГ-701 «Ямал»: Гусеничный гигант для нефтяников
Огромный гусеничный вездеход «Ямал» был создан в 1980-х годах для работы в условиях Крайнего Севера. Это был совместный проект с канадской компанией Foremost, предназначенный в первую очередь для нефтегазовой отрасли.

Машина длиной более 20 метров и шириной почти 5 метров должна была перевозить по тундре грузы весом до 70 тонн. Его грозный вид породил слухи о военном назначении, в частности, о возможности нести ракетные установки. Мощность обеспечивал 715-сильный дизельный двигатель Detroit Diesel, а огромные топливные баки на 2120 литров давали запас хода в 700 км. Особое внимание уделили комфорту экипажа в условиях крайнего севера: кабина имела тройную систему обогрева. К сожалению, развал СССР и последовавший экономический кризис не позволили наладить серийное производство этого уникального вездехода на полуострове Ямал, для которого он и создавался.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: В СССР выпускали не только «копейки», «Волги-Москвичи» и «сто тридцатые “зилки”».