Эксперты и аналитики, опрошенные «Газетой.Ру», предупреждают о высоком риске спада на российском рынке новых автомобилей к концу 2024 года. Этот прогноз разделяет и Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД). Несмотря на текущий рост, на рынке накапливаются негативные факторы.
«Мы пока сохраняем наш прогноз, однако возможное повышение ключевой ставки Центробанком и изменения в экономике могут сместить баланс в сторону пессимистичного сценария. Сейчас, даже несмотря на праздничный период, активность покупателей остается невысокой. Наблюдаемый всплеск продаж может быть связан с желанием людей успеть приобрести автомобиль до ухудшения условий», — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе одной из профильных ассоциаций.

РОАД рассматривает два основных сценария. По оптимистичному прогнозу, дилеры смогут реализовать в 2024 году до 1,65 млн новых машин. Однако если негативные тенденции усилятся, продажи могут упасть до 1,3 млн единиц.
Проблемы с импортом и рост издержек
Национальное агентство промышленной информации (НАПИ) оценивает перспективы рынка еще более сдержанно. По его данным, даже в лучшем случае объем продаж не превысит 1,12 млн автомобилей, а при пессимистичном развитии событий едва перевалит за 1 млн.
«Часть неудовлетворенного спроса была реализована еще в 2023 году. Сейчас мы наблюдаем последствия ужесточения экономической политики: рост цен, сложности с ввозом иномарок, высокие процентные ставки по кредитам. Всё это охлаждает покупательский интерес», — заявила генеральный директор НАПИ Татьяна Арабаджи.
Она отметила, что прогноз агентства на 2024 год уже был понижен в июле, и нынешний оптимистичный сценарий тогда считался базовым.
«Импорт более доступных автомобилей затруднен, что давит на ценовую политику.
Обратите внимание: Японский седан бизнес-класса возвращается на российский рынок.
Дополнительным бременем для рынка стали повышенные утилизационные сборы с августа 2023 года, а с 1 апреля вводятся новые сборы на ввоз автомобилей из стран ЕАЭС. С октября также ожидается очередной рост утильсбора», — пояснила Арабаджи.Эксперт считает, что позитивные настроения на рынке пока поддерживают лишь ослабление рубля и связанное с ним стремление потребителей вложить деньги в товары, а также ожидание будущего подорожания автомобилей.
Давление монетарной политики
Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора «Авилона» по продажам новых автомобилей, считает реалистичной цель в 1,4–1,5 млн проданных машин. Ключевым сдерживающим фактором он называет высокую ключевую ставку ЦБ.
«Если Банк России в конце июля вновь повысит ставку, это осложнит кредитование. Учитывая, что доля китайских брендов достигает 80%, вырастут и логистические издержки дилеров при закупке автомобилей. В такой ситуации о росте рынка говорить не придется», — рассказал Тюктеев.
По его словам, хотя объемы продаж в этом году участников рынка устраивают, рентабельность дилерского бизнеса оставляет желать лучшего. Импортеры и дилеры вынуждены тратить значительные средства на маркетинг и программы поддержки продаж, чтобы удержать покупателей, в то время как стоимость кредитов для них самих растет.

Ажиотаж как реакция на изменения
Аналитики «Автостата» придерживаются умеренного прогноза и ожидают, что итоговый объем рынка в 2024 году составит около 1,5 млн автомобилей.
«Базовый прогноз — 1,5 млн машин. Дальнейшая динамика зависит от решений по утилизационному сбору и ценам. Пока окончательных решений нет, и у бизнеса есть возможность повлиять на сроки и размер изменений», — отметил директор «Автостата» Сергей Удалов.
Он связал всплески продаж в 2023 и 2024 годах с заранее анонсированными изменениями в налогообложении и сборах. Это создает эффект ажиотажа: покупатели стремятся приобрести автомобиль до того, как он подорожает.
«Текущая ситуация развивается по похожей схеме: дилеры активно предлагают купить машину в кредит сейчас, пока не стало дороже. Если люди будут реагировать на эти призывы, рынок, вероятно, покажет хорошие результаты», — добавил Удалов.
Стоит отметить, что первое полугодие 2024 года российский авторынок завершил с впечатляющим ростом: продажи новых легковых автомобилей выросли на 79% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, достигнув 719,3 тыс. единиц.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Российский автомобильный рынок в 2024 году после наметившегося роста ожидает падение, считают опрошенные «Газетой.

