Правительство предложило поэтапное увеличение утилизационного сбора для стимулирования локализации автопроизводства

Власти вынесли на общественное обсуждение проект постановления, предполагающий значительное повышение утилизационного сбора на автомобили и спецтехнику. Согласно инициативе, сборы будут индексироваться по прогрессивной шкале в течение нескольких лет. Например, для легковых автомобилей с двигателем от 1.0 до 2.0 литров платеж в текущем году может вырасти с нынешних 300 600 рублей до 556 200 рублей, а к 2030 году достичь 1 172 400 рублей. Для более мощных автомобилей (объем двигателя 3.0–3.5 л) рост будет еще существеннее: до 1 794 600 рублей в этом году и до 3 783 400 рублей к 2030 году.

Цели и механизмы новой политики

Как пояснили в Минпромторге, проект подготовлен с учетом мнения промышленности и парламентских комитетов. Его ключевая цель — создание долгосрочных и предсказуемых условий для инвесторов, планирующих локализацию производства в России. Прогрессивная индексация затронет не только легковые и легкие коммерческие автомобили, но также грузовики, автобусы, прицепы, полуприцепы и некоторые виды дорожно-строительной техники. Важно отметить, что для физических лиц, ввозящих для личного пользования автомобили с двигателем до 3 литров, изменения не предусмотрены — они продолжат платить по действующим таможенным правилам.

По замыслу авторов, такой подход должен стимулировать иностранные и отечественные компании к принятию стратегических инвестиционных решений и углублению локализации, что является важным условием для реализации совместных промышленных проектов.

График индексации и исключения

Планируется, что для автомобилей и прицепов индексация в среднем составит 70–85% в первый год действия новых правил и 10–20% ежегодно в последующие годы.

Обратите внимание: Почему украинские чиновники массово покупают иномарки за $2 тысячи.

Для дорожно-строительной техники индексация, вероятно, начнется с 2025 года с ежегодным коэффициентом 15%. При этом для некоторых видов техники, таких как экскаваторы и экскаваторы-погрузчики, производство которых в России только налаживается, предлагается ввести отсрочку. Их индексация может быть отложена до 2026 и 2028 годов соответственно, чтобы не увеличивать издержки в строительной отрасли.

Поддержка отрасли и ожидаемые эффекты

Инициатива уже получила поддержку крупных игроков рынка. ПАО «КАМАЗ» считает, что постепенное индексирование сбора будет способствовать развитию высоколокализованного производства и притоку новых инвестиций в отрасль.

По мнению агентства «Солерс», индексация утилизационного сбора — это ключевой инструмент для повышения инвестиционной привлекательности российского автопрома. На фоне восстановления рынка важно дать четкий сигнал, что приоритетом является удовлетворение спроса за счет высоколокализованных автомобилей российского производства. Ожидается, что эта мера подтолкнет запуск новых сборочных проектов и улучшит условия окупаемости инвестиций в производство комплектующих.

Компания Evolute также отмечает современность подхода, направленного на долгосрочное стимулирование локализации. Конечная цель — привлечение инвестиций, создание наукоемких производств и новых рабочих мест. При этом, как подчеркивают эксперты, критически важно, чтобы новые финансовые нагрузки не стали чрезмерными ни для производителей, ни для конечных потребителей.

Владимир Баршев

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Чиновники предложили обсудить проект постановления об увеличении утилизационного сбора с автомобилей.