Эпоха перемен и рождение проблемы
После Первой мировой войны Соединенные Штаты вступили в период бурного роста, известный как «Ревущие двадцатые». Экономика стремительно развивалась, культура процветала, а автомобиль, благодаря Генри Форду и его Model T, перестал быть роскошью. К 1916 году цена на «Форд Т» упала до 440 долларов, что было доступно для рабочего, зарабатывающего около ста долларов в месяц. Однако стремительная автомобилизация обнажила серьезную проблему: полное отсутствие развитой дорожной инфраструктуры, включая такие базовые элементы, как светофоры.

Предшественники: от семафоров до древних рабов
Принято считать, что первый предок светофора появился в Лондоне в 1868 году. Это был ручной семафор с двумя стрелками, похожий на железнодорожный. В темное время суток он использовал газовые лампы с красным и зеленым стеклами, что и позволяет назвать его прототипом. Однако устройство было опасным — в 1869 году лампа взорвалась, ранив полицейского.

Если же копнуть еще глубже в историю, то идейными вдохновителями можно считать жителей Древнего Вавилона. Согласно легендам, при царе Хаммурапи (1793–1750 гг. до н.э.) рабы по ночам носили на плечах коромысла с горящими масляными чашами, чтобы предупреждать колесницы и регулировать движение — примитивный, но действенный «светофор в реальном времени».
Рождение электрического светофора в США
Первый электрический светофор, близкий к современному, был установлен 5 августа 1914 года в Кливленде. Изобретение Джеймса Хогга имело красный и зеленый сигналы и управлялось полицейским из специальной будки. Однако новинка не вызвала ажиотажа: машин было еще мало, и люди больше доверяли привычным регулировщикам.
Ситуация кардинально изменилась к 1920 году в Детройте, который стал столицей автопрома и столкнулся с ужасными пробками. Полицейский Уильям Поттс, вложив собственные 37 долларов в материалы, создал и установил на перекрестке Вудворд-авеню и Мичиган-авеню первый трехцветный светофор, добавив желтый сигнал для предупреждения. Это значительно упорядочило движение.

Настоящий триумф светофоров состоялся в Нью-Йорке. Их установка на Пятой авеню сократила время проезда в час пик с 40 до 10 минут, наглядно доказав эффективность. Но и у этих первых конструкций, которые американцы прозвали «башнями из хвойных пород дерева», были недостатки: они стояли в центре перекрестка и, что важнее, требовали постоянного присутствия человека для переключения. В середине 1920-х около 10% нью-йоркской полиции только и делали, что управляли светофорами.

Эра автоматизации и путь в Россию
Прорыв совершил афроамериканский изобретатель Гаррет Морган, который, впечатленный ужасной аварией, 5 августа 1923 года запатентовал первый полностью автоматический светофор. Его устройство переключало сигналы без участия человека, что, как отмечалось в патенте, обеспечивало равенство всех участников движения перед законом. Простота и надежность конструкции Моргана позволили ей вытеснить около 50 других конкурирующих моделей и заложить основу для современных светофоров.


В СССР первый светофор появился значительно позже: 15 января 1930 года в Ленинграде на пересечении Невского и Литейного проспектов, а 30 декабря того же года — в Москве на углу Петровки и Кузнецкого Моста.

Эволюция продолжается
За прошедшее столетие светофор превратился в сложную интеллектуальную систему. Появились специализированные сигналы для велосипедистов, пешеходов (со звуковым сопровождением для слабовидящих), трамваев, стрелки для поворотов. Он продолжает эволюционировать, оставаясь одним из ключевых элементов безопасности на дорогах всего мира.

Обратите внимание: В США представили 800-сильный электрический «Корвет» за 750 тыс. долларов.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Рассказываем, когда и где был придуман первый электрический светофор.