Стремительный переход на экологически чистые технологии, в первую очередь на электромобили, создал беспрецедентный спрос на мощные аккумуляторы. Однако этот технологический прорыв уперся в ограниченность ключевого ресурса — лития, самого легкого металла на планете. В то время как правительства заявляют об отказе от двигателей внутреннего сгорания, геологи предупреждают: существующих запасов может не хватить для глобальной электрификации транспорта и гаджетов. Эксперты Аналитического центра Альпари оценивают перспективы рынка и раскрывают скрытые проблемы "литиевой лихорадки".
Еще недавно главной проблемой аккумуляторов был "эффект памяти", знакомый каждому владельцу старых мобильных телефонов с никелевыми батареями. Литий-ионные технологии совершили революцию: они энергоемки, быстро заряжаются и лишены этого недостатка, за что и были удостоены Нобелевской премии по химии в 2019 году. Казалось, запасов лития хватит на века, но массовый приход электромобилей кардинально изменил ситуацию.

Электромобили как главный потребитель лития
Планы одного только Илона Маска по производству Tesla могут поглотить значительную часть мировых запасов лития. А ведь это лишь одна компания на растущем рынке, где у Tesla уже есть конкуренты вроде Rivian и Lucid Motors, не говоря о гигантах вроде Volkswagen, Toyota и General Motors, которые инвестируют миллиарды в электрификацию.
Политические инициативы подливают масла в огонь. Великобритания и Германия декларируют полный отказ от бензиновых и дизельных двигателей, оснащая заправки зарядными станциями. Чтобы выполнить экологические нормы ЕС, к 2030 году 40% автомобилей в Европе должны быть электрическими — это около 85 миллионов машин. Для производства каждой из них потребуется до 50 килограммов чистого лития.
Многоликий литий: от металлургии до атомной энергетики
Проблема усугубляется тем, что электромобили — не единственный потребитель лития. Этот металл с XIX века используется в металлургии для создания пластичных сплавов, в производстве специального стекла, непроницаемого для ультрафиолета, и в атомной промышленности. Растущий парк "носимой техники" — смартфонов, ноутбуков, дронов и самокатов — также требует все больше батарей.




Основная добыча лития сосредоточена в пяти странах: Австралии, Китае, Чили, Аргентине и Боливии. В Южной Америке его получают, выкачивая и выпаривая соленую воду из подземных озер. Этот дешевый метод наносит колоссальный экологический ущерб, превращая целые регионы в токсичные пустыни. В Австралии и Китае литий добывают из руды, что быстрее, но дороже и не менее вредно: почва, обработанная химикатами, становится непригодной и отправляется на свалки.
Обратите внимание: Летняя резина: что нужно учесть перед покупкой.
Даже если сделать добычу безопасной, текущих мощностей не хватит. Спрос на литий, по прогнозам Альпари, будет расти почти на 25% в год. В ожидании дефицита страны ищут альтернативы: в США, например, планируют добывать литий из глины, но это долгий и затратный процесс, который в итоге определит конечную стоимость металла.

Будущее литиевой индустрии: инновации и переработка
После кризиса перепроизводства в 2018 году и пандемийного спада цены на литий вновь пошли в рост, и эта тенденция, вероятно, сохранится в следующем десятилетии. Развитие отрасли пойдет по двум основным путям.
Первый — поиск новых источников и методов добычи. Лития на Земле много, он есть даже в морской воде, но промышленных технологий для его извлечения пока нет. Исследования в этом направлении ведутся, например, в Германии.

Второй, более реалистичный путь — массовая переработка. С каждым годом на свалках оказываются тонны использованных батарей от гаджетов и техники. Пока добыча нового лития дешевле переработки, но вопрос стоит не только в экономике. Одна выброшенная пальчиковая батарейка отравляет 20 квадратных метров почвы, а аккумулятор электромобиля весом в 50 кг — настоящая экологическая бомба. В Германии за выбрасывание батареек в общий мусор штрафуют на 700 евро. Эксперты ожидают, что в ближайшие годы государства и корпорации начнут активно инвестировать в создание инфраструктуры для переработки литиевых аккумуляторов, чтобы замкнуть цикл и снизить нагрузку на природу.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Миру нужно все больше аккумуляторов для смартфонов, ноутбуков, дронов, электросамокатов и всего того, что сегодня называют «носимая техника».

