Миру нужно все больше аккумуляторов для смартфонов, ноутбуков, дронов, электросамокатов и всего того, что сегодня называют «носимая техника»

Спрос на экологически чистые технологии дал беспрецедентный импульс развитию электромобилей. Автомобили без двигателей внутреннего сгорания прошли путь из прекрасного будущего в настоящее. Но им требуются аккумуляторы в сотни раз мощнее, чем у электросамокатов и уж тем более у смартфонов.

Основным компонентом современных энергоносителей является литий – самый легкий металл в мире. В то время как европейские страны обязались полностью отказаться от бензина в течение десятилетия, геологи все чаще говорят, что мировые запасы этого элемента ограничены и просто недостаточны для удовлетворения потребностей каждого человека. Auto Mail.ru попросил экспертов Аналитического центра Альпари рассказать, каковы перспективы рынка электромобилей и техники, работающей на литиевых батареях.

Еще 20 лет назад каждый пользователь мобильного телефона знал, что зарядка возможна только тогда, когда устройство практически полностью разряжено. В противном случае емкость аккумулятора будет снижена. Это явление называется эффектом памяти и считается одним из основных недостатков аккумуляторов на основе никеля.

Мировые компании активно ищут эффективные аналоги и наконец нашли – литий. Аккумуляторы на его основе обладают повышенной энергоэффективностью и практически полностью лишены «эффекта памяти». Кстати, Нобелевскую премию по химии 2019 года присудили исследованиям и разработкам литиевых батарей. Недавно казалось, что запасов этого элемента может хватить на столетие, пока электромобили не выйдут на глобальную экономическую арену.

Электромобили изменили всё

Если Tesla выйдет на обещанное производство, один только Илон Маск израсходует львиную долю мировых запасов этого металла. Ведь детище Маска — всего лишь одна из компаний, ориентированных на электромобили. Только на рынке США у Tesla есть несколько крупных конкурентов, таких как Rivian и Lusid Motors, не говоря уже о других производителях электромобилей.

Крупнейшие международные производители автомобилей также следуют этой тенденции. Volkswagen, Daimler, Toyota, Ford, General Motors ежегодно инвестируют миллиарды долларов в разработки, причем большая часть денег идет на создание прототипов электромобилей.

Британское правительство заявило, что планирует полностью отказаться от двигателей внутреннего сгорания к концу века. Германия начала оснащать заправки розетками для электромобилей. Европейским странам будет трудно выполнить заявленные требования по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу.

В рамках глобальной экологической концепции к 2030 году 40% всех автомобилей в Европе должны быть электрическими.

Это означает, что на дорогах ЕС и Великобритании будет около 85 миллионов автомобилей с батарейным питанием, причем для производства каждого автомобиля потребуется до 50 килограммов чистого лития.

Где еще применяется литий?

Сюда не входят другие области, где традиционно использовались самые легкие в мире металлы. В металлургии его применяют с 19 века — для придания ему пластичности добавляют сплавы. Литий незаменим при производстве стекла (именно с его помощью получают УФ-непрозрачные окна). Активно используются элементы атомной энергетики.

Большая часть мирового лития добывается в пяти странах: Австралии, Китае, Чили, Аргентине и Боливии. Последние три расположены в подземных озерах, в источниках которых содержатся высокие концентрации лития.

Для его получения рассол из источника воды выкачивается на поверхность и испаряется в специальных бассейнах.

Обратите внимание: Летняя резина: что нужно учесть перед покупкой.

Этот метод добычи считается самым дешевым, но он наносит серьезный вред окружающей среде. Токсичная пыль, производимая этими предприятиями, превратила весь регион в безжизненную пустыню.

Второй, более старый метод, используемый в основном в Австралии и Китае, заключается в извлечении металлов из руды. Эта технология более быстрая, но более дорогая и вредная для окружающей среды.

Чтобы получить литий из горных пород, их нужно обрабатывать специальными солями. Они пока не знают, как перерабатывать токсичную почву, поэтому ее либо сжигают, либо закапывают на свалках.

Но даже если мы представим, что завтра они изобретут способ сделать добычу лития безвредной, существующие мощности все равно не смогут удовлетворить растущий спрос. По прогнозам экспертов Аналитического центра Альпари, спрос на жидкости в ближайшее десятилетие, скорее всего, будет расти почти на 25% в год!

Ожидая дефицита, многие страны начали развивать собственные сбережения. Например, в США будут добывать литий из глины. Это почти то же самое, что добывать рассол.

Но этот метод занимает больше времени – около двух лет – и в результате металл все равно необходимо чистить, что требует дополнительных затрат. В Альпари уверены, что конечная стоимость лития будет определять способ его добычи».

Сейчас, после кризиса (в 2018 году добыли столько лития, что не успели его переработать) и краха перепроизводства из-за пандемии, мировые цены на металл растут. Рост стоимости, вероятно, продолжится в течение следующих 10 лет.

Тогда развитие литиевой промышленности будет развиваться по двум направлениям. Во-первых, будут изобретены новые методы добычи. На самом деле лития на Земле так много, что в нем можно плавать.

Это то, что делал каждый, кто когда-либо отдыхал на море. Много этого металла растворено в океане, но мы просто не знаем, как его извлечь. Аналогичные исследования проводились в Германии, однако о промышленном производстве морской воды речь пока не идет.

Второй метод заключается в переработке добытого лития. С каждым годом на земле появляется все больше использованных батареек. Сейчас дешевле добывать новый литий, чем перерабатывать старые батареи. Этот вопрос не об экономии денег, а о защите окружающей среды.

Подразумевается, что выброшенная на свалку «пальчиковая» батарейка отравит 20 квадратных метров почвы. Кстати, в Германии штраф за выбрасывание аккумуляторов в мусор составляет 700 евро.

Трудно представить, сколько яда может вызвать аккумулятор весом более 50 килограммов. Эксперты ожидают, что в ближайшем будущем правительства и международные компании по всему миру будут инвестировать значительные средства в переработку литиевых батарей.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Миру нужно все больше аккумуляторов для смартфонов, ноутбуков, дронов, электросамокатов и всего того, что сегодня называют «носимая техника».