Многие автовладельцы стремятся улучшить освещение своего автомобиля, последовательно переходя от мощных галогенных ламп к так называемому «колхозному ксенону», а теперь и к современным светодиодным решениям. Однако ключевой вопрос заключается в том, как провести такую модернизацию, чтобы не столкнуться с санкциями со стороны ГИБДД.
Правовые последствия установки нештатных ламп
Государственная инспекция безопасности дорожного движения и судебные органы давно заняли четкую позицию: установка осветительных приборов, не предусмотренных конструкцией транспортного средства, является нарушением. Это противоречит пункту 3.1 Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей. Данный пункт регламентирует соответствие количества, типа, цвета, расположения и режима работы внешних световых приборов.

Долгое время за установку газоразрядных (ксеноновых) ламп в фары, не предназначенные для них, или аналогичных светодиодов водителей привлекали по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ, что грозило лишением прав на срок от полугода до года с конфискацией оборудования. Ситуация изменилась после разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года. Суд постановил, что подобные нарушения следует квалифицировать по части 1 статьи 12.5 КоАП, которая предусматривает предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей.
Смягчение наказания привело к росту популярности нестандартных ламп.
Обратите внимание: Должникам по штрафам и алиментам запретят продавать авто.
Даже штраф в 500 рублей создает неудобства. Гораздо рациональнее и безопаснее легализовать изменения в конструкции автомобиля, получив официальное разрешение на использование современных светодиодных фар вместо базовых галогенных.
Как правильно модернизировать фары?
Любые изменения в системе освещения должны соответствовать сертификату типа транспортного средства (СТС), выданному производителем. Если в этом документе для вашей модели автомобиля указана возможность установки светодиодной оптики, значит, такая модернизация допустима, даже если с завода машина комплектовалась галогенными лампами.
Важно понимать, что просто вкрутить светодиодную лампу в цоколь, предназначенный для галогенной, — технически неверно и опасно. Возьмем, к примеру, распространенную лампу Н4: она имеет две нити накаливания для ближнего и дальнего света, расположенные на строго определенном расстоянии друг от друга. Это позволяет им находиться в фокусе отражателя штатной фары и формировать правильный световой пучок.

В дешевых универсальных светодиодных лампах световые элементы часто расположены иначе. При установке в галогенную фару они смещаются относительно фокуса. Хотя такая фара может светить ярче, световой поток будет рассеиваться хаотично, не формируя четкой границы «свет-тень». Это не только слепит встречных водителей, но и ухудшает вашу собственную видимость дороги. Зачастую подобные лампы изначально разрабатываются для спецтехники, квадроциклов или снегоходов и не сертифицированы для использования на обычных автомобилях.
Таким образом, правильный путь — это замена всей фары в сборе на сертифицированный светодиодный блок, специально разработанный для вашей модели автомобиля. Если оптика имеет официальное одобрение (о чем свидетельствует маркировка на рассеивателе), то процедура внесения изменений в конструкцию в ГИБДД пройдет гладко.
Владимир Гаврилов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: За «колхозный ксенон» положен штраф, как и за новомодные светодиодные лампы.

