Вред и польза высоких оборотов двигателя: как правильно газовать

Среди автомобилистов нет единого мнения о том, как правильно эксплуатировать двигатель: одни предпочитают спокойную езду на низких оборотах, другие уверены, что мотору необходимы периодические интенсивные нагрузки. В этой статье мы разберемся, какой подход верен, и объясним, когда и зачем нужно раскручивать двигатель до высоких оборотов.

Диапазон работы двигателя и роль коробки передач

Современные бензиновые двигатели способны работать в широком диапазоне — от холостых оборотов (около 800-1000 об/мин) до 6000-7000 об/мин и выше. Дизельные моторы обычно имеют более скромную максимальную частоту вращения, редко превышающую 4500 об/мин. Однако сам по себе двигатель без коробки передач может увеличить скорость автомобиля лишь в несколько раз. Именно коробка передач — будь то механическая, автоматическая, роботизированная или вариатор — позволяет гибко управлять оборотами двигателя, адаптируя его мощность и крутящий момент под текущие условия движения.

Что советуют производители?

Современные тенденции направлены на экономию топлива и снижение выбросов. Поэтому многие автомобили с «механикой» оснащены индикатором переключения передач, который рекомендует как можно раньше переходить на повышенную ступень. Автоматические коробки передач и вариаторы также запрограммированы на раннее переключение, удерживая обороты в зоне 1500-2000 об/мин для максимальной эффективности. Но всегда ли такая бережливая манера езды идет на пользу двигателю?

Скрытые риски постоянной езды на низких оборотах

Длительная эксплуатация двигателя на низких оборотах может привести к ряду негативных последствий. Во-первых, снижается производительность масляного насоса, что ведет к падению давления в системе смазки. Резкое нажатие на педаль газа в таком режиме создает высокую нагрузку на вкладыши коленвала при недостаточной смазке. Во-вторых, ухудшается смазка стенок цилиндров, так как масло плохо разбрызгивается. В-третьих, в камере сгорания, на клапанах и свечах зажигания активно накапливается нагар. Особенно критична эта проблема для турбированных двигателей, где на низких оборотах может закоксовываться система управления турбиной.

Обратите внимание: Пикапу Ford Ranger вернули бензиновый мотор.

Почему бесполезно просто газовать на нейтрали?

Возникает логичная мысль: чтобы «продуть» двигатель, достаточно просто погазовать на стоянке. Однако это не только бесполезно, но и вредно. Ключевой момент — наличие нагрузки. При работе на нейтрали давление в цилиндрах невысокое, поршневые кольца неплотно прилегают к стенкам. В результате нарушается теплоотвод от поршня, и он может перегреться, что в крайних случаях приводит к его задиру или даже оплавлению. Таким образом, «холостые» перегазовки не очищают двигатель, а лишь создают для него экстремальные условия.

Когда высокие обороты действительно опасны

Существуют ситуации, когда раскручивать двигатель до высоких оборотов категорически нельзя. Первая и главная — работа на непрогретом моторе. В холодном двигателе масло густое, и при высоких оборотах насос может создать избыточное давление, но при этом масло не будет успевать стекать обратно в поддон. Это приводит к масляному голоданию в критически важных узлах, например, в подшипниках коленвала, и к быстрому выходу их из строя. Также крайне опасно давать высокие обороты, если из двигателя уже доносятся посторонние стуки или шумы — это может мгновенно усугубить поломку.

Правильный способ «очистки» двигателя

Для поддержания здоровья мотора его необходимо периодически «прогонять» под нагрузкой. Это означает движение на пониженной передаче, поддерживая обороты в районе 4000-4500 об/мин для бензиновых двигателей и около 3500-4000 об/мин для дизельных. Продолжительность такой «прогазовки» должна составлять не менее 20-30 минут. Это можно делать на загородной трассе или даже в городском потоке, перейдя на ступень ниже. Такой режим позволяет: эффективно очистить камеру сгорания и свечи от нагара, прогреть и очистить катализатор, улучшить смазку всех трущихся поверхностей за счет высокого давления масла. Проводить такую профилактику рекомендуется каждые 500-1000 км пробега.

Итог

Таким образом, золотая середина заключается в разумном комбинировании режимов. Постоянная езда на низких оборотах в целях экономии вредна для двигателя. Бесполезные перегазовки на нейтрали — тоже. Единственный полезный способ — это периодическая работа двигателя на высоких оборотах (4000-4500 об/мин) под реальной нагрузкой во время движения. Это простая и эффективная процедура, которая помогает сохранить ресурс мотора и его характеристики.

Алексей Ворон

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Как влияют на мотор машины перегазовки на повышенных оборотах.