![]()
Министерство юстиции России разработало законопроект, который позволит начать автоматическую фиксацию нарушений, связанных с отсутствием полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) станут правовой основой для работы специальных камер.
Долгий путь к автоматическому контролю
Как отмечают эксперты, идея внедрения камер для выявления водителей без страховки обсуждается в России уже много лет. Однако именно в 2024 году этот процесс получил значительное ускорение. Ещё в марте Госдума направила в правительство ряд предложений по ускорению этого проекта. Ключевую роль в его продвижении сыграла инициатива Банка России, который предложил конкретный план действий.
Двухэтапный план внедрения
Стратегия, предложенная регулятором, состоит из двух основных шагов:
- Внесение изменений в статью 12.37 КоАП РФ. Поправки должны установить важное правило: штраф за отсутствие ОСАГО по данным камер не может накладываться на одного водителя чаще одного раза в сутки.
- Запуск пилотного проекта МВД России в течение полугода после вступления изменений в КоАП в силу.
На первом этапе проверка на наличие полиса будет происходить выборочно. Камеры начнут «сверять» данные по ОСАГО в первую очередь у тех автомобилистов, которые будут замечены в других нарушениях ПДД: превышении скорости, проезде на красный сигнал светофора и т.д. При этом, даже если нарушения будут фиксироваться несколько раз в день, штраф за отсутствие страховки будет выписан только один раз. Логика законодателей заключается в том, что после первого штрафа у водителя будет время (до конца текущих суток) оформить полис и исправить ситуацию.
Законопроект на финишной прямой
2 июля 2024 года стало известно, что Минюст уже подготовил соответствующий законопроект. Документ, копия которого есть в распоряжении «Известий», сейчас проходит согласование в профильных ведомствах. Активность вокруг этой темы резко возросла на фоне другого важного изменения: с 1 марта 2025 года полис ОСАГО перестанет быть документом, обязательным для предъявления при регистрации автомобиля в ГИБДД. Страховое сообщество и регулятор настаивали, что ослабление контроля в одной сфере должно компенсироваться усилением в другой, отсюда и необходимость в камерах.
Интересно, что 3 июля Совет Федерации одобрил закон об отмене обязанности предъявлять ОСАГО в ГИБДД, направив его на подпись президенту.
Обратите внимание: Первый в мире серийный авто с видеокамерами вместо зеркал (видео).
Поддержка инициативы и экономический эффект
Инициатива нашла поддержку в ключевых ведомствах. МВД России в письме от 18 июня сообщило, что не имеет возражений против изменений и готово использовать камеры после принятия закона. Центральный банк также выступил в поддержку, отметив, что автоматический контроль повысит защищённость всех участников дорожного движения. По предварительным оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), внедрение такой системы может приносить в бюджет до 2 миллиардов рублей ежегодно за счёт штрафов.
Политическую поддержку проекту выразил и парламент. Депутат Госдумы Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил 3 июля, что нижняя палата парламента поддерживает инициативу ЦБ, МВД и РСА. Он также согласился с принципом «одного штрафа в день», считая этот срок достаточным для оформления полиса после первого взыскания.

Ожидается, что пакет поправок будет направлен в Госдуму для рассмотрения уже в августе 2024 года.
Если вам необходимо купить или продлить полис ОСАГО, вы можете сравнить цены на моем сайте и выбрать наиболее подходящий вариант.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Минюст подготовил поправки в КоАП РФ для запуска камер на ОСАГО.

