История общественного транспорта Москвы началась с извозчиков, которые были его первым видом. Они разделялись на грузовые повозки и легковые экипажи для пассажиров. Писатели Илья Ильф и Евгений Петров в своих произведениях красочно описывали этих «странных» кучеров, сравнивая их с древними птеродактилями. Более века извозчики фактически монополизировали пассажирские перевозки, используя летом коляски, а зимой — сани. Однако к 1915 году, когда население города приблизилось к 2 миллионам, стало очевидно, что этот архаичный вид транспорта не способен решить растущие транспортные проблемы быстро развивающейся столицы.
Эпоха электричества: трамвай и метро
Первой попыткой создать массовый транспорт стала конка — конная железная дорога, появившаяся в 1875 году. Она просуществовала до 1912 года, уступив место электрическому трамваю, который запустили в 1899 году. Примерно в то же время, в 1907 году, на улицах появились и первые автобусы, а также была построена 55-километровая Московская окружная железная дорога — предшественница современного МЦК. Несмотря на эти новшества, Москва отставала от европейских столиц, где метро уже вовсю работало, а трамвайная сеть была развита гораздо лучше.

Ситуация кардинально изменилась после возвращения Москве столичного статуса. Масштабный план развития транспорта был продиктован не только практической необходимостью, но и идеологией — столица первого в мире социалистического государства должна была иметь передовую транспортную систему. Фокус был сделан на строительстве метрополитена, о котором мечтали еще до революции. В 1931 году был создан «Мосметрострой», и уже 15 мая 1935 года первый поезд с пассажиром Петром Латышевым отправился в путь. Сегодня метро — это каркас транспортной системы, ежедневно перевозящий миллионы людей.

Параллельно в 1930-е годы активно развивался трамвай, ставший самым массовым видом транспорта. На пике своей популярности он перевозил более 2.6 миллиона пассажиров в день. И сегодня, в эпоху борьбы за экологию, трамваи не теряют актуальности, являясь чистым и эффективным решением для мегаполиса.
Маршрутное такси и классическое такси
В 1930-е годы появился гибридный вид транспорта — маршрутное такси, для которого первоначально использовались даже правительственные лимузины ЗиС-101. Этот сервис, хоть и был дороже обычного, стал очень популярен в СССР. Со временем для него создали специальные микроавтобусы РАФ, а позже их сменили «Газели» и иномарки. Что касается классического такси, то его развитие в Москве шло не такими быстрыми темпами, как на Западе. Если в 1907 году такси только появилось, то к 1975 году их число достигло 16 тысяч, что было несопоставимо с десятками тысяч «желтых кэбов» в Нью-Йорке. Резкий рост рынка такси произошел уже в постсоветское время, с приходом частных компаний и агрегаторов.

Автобусы и троллейбусы: путь к экологичности
Первый московский автобус 1907 года обслуживал пригородные маршруты, но со временем он стал ключевым элементом городской сети. Пик его популярности пришелся на 1980-е годы, когда ежедневные перевозки превышали 3.3 миллиона человек.
Обратите внимание: Автомобиль на еврономерах снес остановку общественного транспорта.
Сегодня будущее автобусов с ДВС под вопросом из-за ужесточения экологических норм. Москва активно переходит на электробусы, следуя глобальному тренду на «озеленение» транспорта.
Троллейбус, появившийся в 1933 году, долгое время был символом советского города благодаря дешевизне эксплуатации. Сейчас, в условиях экологических требований, он снова становится перспективным, хотя его главный недостаток — зависимость от контактной сети — ограничивает маршруты.
Экзотические и новые виды транспорта
Москва, как крупный железнодорожный узел, успешно интегрировала железную дорогу в городскую систему. Помимо привычных электричек, огромную популярность приобрело Московское центральное кольцо (МЦК), открытое в 2016 году и перевозящее сотни миллионов пассажиров ежегодно.

Однако не все инновационные проекты оказались успешными. Московская монорельсовая дорога (2004 г.) не оправдала ожиданий по пассажиропотоку, и сейчас рассматриваются варианты ее интеграции в трамвайную сеть. Тем не менее, сам факт ее существования делает Москву одним из немногих городов мира с таким транспортом.


Рост туристической привлекательности столицы породил проекты, которые сложно назвать сугубо утилитарными. Канатная дорога на Воробьевых горах — это, в первую очередь, аттракцион и смотровая площадка. Речные трамвайчики, курсирующие с 1923 года, также не решают транспортных проблем, но дарят пассажирам уникальные впечатления от города с воды.

Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Любопытная история развития общественного транспорта в столице.