В мае 2024 года в России произошло заметное снижение средневзвешенной цены на новые автомобили — до 2,88 млн рублей. Это событие стало переломным после периода устойчивого роста, когда в марте цена достигала пика в 3,4 млн рублей. Эксперты объясняют это изменение не столько прямым снижением цен производителями, сколько структурными сдвигами на рынке в пользу более доступных моделей, спрос на которые среди российских потребителей остается высоким.

Согласно данным агентства «Автостат», после того как в июле 2023 года средняя цена впервые превысила психологическую отметку в 3 млн рублей, тенденция к росту сохранялась до весны 2024 года. Однако в апреле начался спад, который продолжился в мае, составив в совокупности снижение на 15,5% по сравнению с мартовским максимумом.
Ключевым фактором, по мнению аналитиков, стало изменение структуры продаж. Покупатели все чаще выбирают автомобили бюджетного и среднего сегмента, что естественным образом «тянет» средний ценовой показатель вниз. Хотя скидки от дилеров также присутствуют, их влияние на общую динамику цен вторично.
Роль доступных брендов и регуляторных мер
На динамику цен влияет не только потребительский выбор, но и действия регуляторов. Так, ограничения на экспорт иномарок из Кыргызстана и повышение утилизационного сбора при растаможке сделали параллельный импорт, через который ввозились преимущественно дорогие модели, менее выгодным. В результате доля таких продаж в мае резко сократилась.
Значительное влияние на рынок оказывает «АвтоВАЗ», чья рыночная доля в мае выросла до 31,5%. Завод, традиционно работающий в бюджетном сегменте, постепенно наращивает производство, преодолевая логистические трудности, и тем самым увеличивает предложение доступных автомобилей.

Как отметил руководитель проекта «Автомаркетер» Олег Мосеев, снижение средней цены напрямую связано с увеличением доли продаж в B-сегменте (автомобили гольф-класса) и сокращением доли дорогостоящего параллельного импорта.
Наступление доступных китайских моделей
Китайские автопроизводители активно расширяют свое присутствие на российском рынке, делая ставку именно на доступные модели. Это стало ответом на запросы потребителей и изменившуюся рыночную конъюнктуру.
Например, компания Lifan запустила седан S6 Pro с ценой от 1,95 млн рублей. Geely выделила более старые и бюджетные модели в отдельный суббренд Belgee. Так, Belgee X50 (аналог предыдущего поколения Geely Coolray) стоит от 1,97 млн рублей. Другие крупные игроки, такие как Chery, Haval, Changan, GAC и Omoda, также представили экономичные версии своих автомобилей.
Особый интерес представляет возрождение марки Solaris на бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге. Под новым руководством здесь выпускаются хорошо знакомые россиянам модели: Solaris HS (бывший Hyundai Solaris), кроссовер HC (бывший Hyundai Creta) и KRX (бывший Kia Rio) по ценам от 2,1 до 2,6 млн рублей, что делает их крайне привлекательными для покупателей.
Обратите внимание: О масштабных отзывах автомобилей в России.
При этом, как отмечает «Автостат», продажи китайских брендов, позиционирующих себя как премиальные (Exeed, Tank, Li Auto, Voyah, Zeekr), в мае снизились, а их совокупная рыночная доля упала примерно в 1,5 раза. Это подтверждает общий тренд рынка на удешевление.

Прогнозы: что ждет цены на автомобили?
Эксперты рынка с осторожностью смотрят в будущее. По словам Олега Мосеева, большинство автокомпаний сейчас находятся в режиме ожидания, наблюдая за курсом рубля. Если валюта останется стабильной в диапазоне 85-90 рублей за доллар, резкого роста цен не ожидается. Более того, увеличение ассортимента в нижних ценовых категориях может привести к дальнейшему умеренному снижению средней цены.
Однако существенным риском для стоимости новых автомобилей является возможное повышение утилизационного сбора. Глава «Автостата» Сергей Целиков предупреждает, что если сбор вырастет в полтора-два раза, это может добавить к цене автомобиля до 300 тысяч рублей. Такое увеличение обычно отражается на конечной стоимости с задержкой в 2-3 месяца.
На вторичном рынке также наблюдается интересная динамика. Как отмечает Дмитрий Рогов, глава компании RogovMobil, особый интерес сейчас представляют автомобили, выпущенные в период пандемии 2020 года, во время кризиса микрочипов. Из-за дефицита электроники эти машины изначально были дороже, и теперь, попадая на вторичный рынок, они сохраняют повышенную стоимость.
Тимур Касанов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Правда ли, что в России выросли продажи доступных китайских машин.
