Решение о создании в СССР массового автомобиля для частных владельцев было принято на самом высоком уровне еще до окончания Великой Отечественной войны. Это был смелый шаг, учитывая, что до войны личных машин в стране было крайне мало. Вопрос стоял не только о том, какую модель выпускать, но и где это делать.
Кадетский корпус
Логичным местом для производства стал московский завод, который до войны выпускал малолитражки под маркой КИМ. Встал вопрос о выборе прототипа. Немецкие автомобили рассматривались как наиболее подходящие варианты, поскольку существовала возможность получить не только образцы, но и техническую документацию. В Москву для испытаний доставили несколько немецких моделей, включая популярные Hanomag и DKW. Однако окончательный выбор оставался за высшим руководством страны. 16 июня 1945 года модель была официально утверждена Сталиным, хотя решение, по сути, было предопределено ранее.

Чтобы понять предысторию, нужно вернуться на четыре года назад. В 1941 году власти раскритиковали готовившийся к выпуску КИМ-10, который был копией британского Ford Prefect. В постановлении прямо указывалось, что за основу для советского малолитражного автомобиля следует взять немецкий Opel Kadett. Существует легенда, что этот выбор был сделан лично Сталиным, которому понравилась машина его охранника. Так или иначе, министр Лихачев лишился поста из-за провала с двухдверным КИМом, а Горьковский автозавод (ГАЗ) в срочном порядке подготовил новый, четырехдверный образец.

Горьковчане, по сути, пошли на хитрость. Машина, получившая индекс КИМ-10-52, внешне напоминала Opel Kadett K38 1938 года, но имела ключевые отличия: багажник открывался снаружи, капот был другой формы. При этом под новым кузовом скрывалась та же техническая начинка от старого двухдверного КИМа: рама, подвеска, 30-сильный двигатель. Этот опытный образец так и не пошел в серию. К 1945 году у Советского Союза появился шанс получить в производство более современный Opel Kadett послевоенного образца, который, хоть и был менее мощным, но имел передовую для своего времени конструкцию с гидравлическими тормозами.

Однако главный завод Opel в Рюссельсхайме оказался в американской зоне оккупации и был сильно разрушен. По репарациям СССР получил часть оборудования, но его отправили в Днепропетровск для производства грузовиков. Ключевых же элементов — штампов и точных чертежей кузова Opel Kadett — советской стороне заполучить не удалось. Существует версия, что они были уничтожены во время бомбежек или самими немцами. В итоге, несмотря на послевоенное возобновление производства в Германии, СССР пришлось опираться на довоенную модель Kadett K38.
В хозяйстве полковника Светлова
Сразу после Победы в Германию направились многочисленные советские комиссии для поиска и вывоза технологий. Под эгидой Советской военной администрации в Германии (СВАГ) работали конструкторские бюро, занимавшиеся, в том числе, и автомобильной тематикой. Разработкой будущего «Москвича» руководила группа под началом инженер-полковника Светлова в саксонском городке Шварценберг. Работа официально стартовала 10 октября 1945 года. Для исследований даже закупили несколько подержанных Opel Kadett.

Немецкие инженеры и рабочие, получавшие хорошее содержание, трудились весьма продуктивно. Они не только подготовили документацию для серийного седана, но и разработали целый ряд модификаций, которых не было у оригинального Kadett: универсалы, фургоны, удлиненную версию для такси и даже автомобили с экспериментальными бесклапанными двигателями. Официально работа над основной моделью была завершена 1 августа 1946 года, а уже в декабре первые машины собрали в Москве.

Обратите внимание: Первый переднеприводник BMW обновили и перевели на «робот».
Немецкие специалисты по собственной инициативе создали и модернизированный вариант «Москвича» с обновленным дизайном передка, более современной решеткой радиатора и измененными крыльями. Этот прототип, выглядевший не хуже европейских аналогов конца 1940-х, также был отправлен в Москву.
От сержанта до лейтенанта
В январе 1947 года начался серийный выпуск «Москвича-400». Машина, хоть и была дорогой, стала доступна некоторым представителям советской интеллигенции: ученым, писателям, артистам. Позже к седану добавился кабриолет и деревянный универсал. Однако на заводе понимали, что конструкция, восходящая к довоенному Opel, быстро устаревает. Первые работы по модернизации начались уже в 1947 году. Один из прототипов работники завода в шутку называли «Сержант» — следующее звание после «Кадета».

Между 1948 и 1951 годами было построено несколько опытных образцов с разным оформлением, более мощными двигателями и даже спортивные купе. Однако постепенно стало ясно, что глубокий рестайлинг не сможет кардинально продлить жизнь модели. Эволюция «Москвича» от «сержанта» к «лейтенанту» требовала совершенно новой машины.

Так на свет появился полностью оригинальный «Москвич-402», который вышел на государственные испытания в 1955 году, а в серию пошел в 1956-м. Он и стал тем самым «лейтенантом», пришедшим на смену «кадету». История создания первого «Москвича», долгое время хранившаяся в архивах СВАГ, — это история о праве страны-победительницы на репарации, которое в итоге подарило СССР и миллионам его граждан собственный, ставший родным, народный автомобиль.

Сергей Канунников
Фото из архива автора
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Когда был разработан и каким мог стать первый «Москвич».
