История российского автомобилестроения, в отличие от авиационной или ракетной отраслей, долгое время не считалась приоритетной. Однако интерес к машинам в стране проявился уже на заре XX века, о чём свидетельствует основание первого автомобильного клуба в 1900 году. Несмотря на то, что автомобильной промышленности не придавалось такого же стратегического значения, как танко- или самолётостроению, её начало было положено.

Появление первых отечественных легковых автомобилей практически совпало с развитием мирового автоспорта, поэтому отставание от европейских и американских производителей было незначительным. Конструктором первого «Руссо-Балта» стал талантливый 26-летний бельгийский инженер Жюльен Поттер. Первые модели завода во многом были основаны на конструкции бельгийского автомобиля «Фондю» начала века, что позволило быстро наладить производство.

Автомобильное производство было организовано на базе крупного Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, который к тому времени имел почти 40-летнюю историю. Предприятие, оснащённое сотнями станков и насчитывавшее тысячи рабочих, выпускало широкий ассортимент продукции: от вагонов и сельхозтехники до двигателей и даже самолётов. Автомобильное направление быстро расширилось, включив в себя выпуск не только легковых машин, но и грузовиков, пожарных автомобилей, а также бронированной техники.
Для автомобильного производства был выделен специальный цех площадью 700 квадратных метров, оснащённый 142 современными станками. К 1910 году в нём трудилось более 1500 человек. Качество продукции обеспечивалось не только мощным производством, но и собственной испытательной лабораторией. Это позволило автомобилям «Руссо-Балт» демонстрировать высокую надёжность в дальних пробегах и сложных ралли.

Технические особенности первого «Руссо-Балта»
Название «Руссо-Балт» является французским сокращением от Russo-Baltique. Первая модель получила индекс С24/30, где 24 обозначало расчётную мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 — максимальную. Объём двигателя составлял 4501 см³. Впоследствии выпускались модернизированные версии С24/35 и С24/40 с увеличенной мощностью.
Главной особенностью машин серии С24 был рядный 4-цилиндровый двигатель с нижним расположением клапанов и водяным охлаждением. Топливная система работала под давлением выхлопных газов, а для комфорта на неровных дорогах использовалась сложная подвеска на полуэллиптических рессорах.
Обратите внимание: Первый переднеприводник BMW обновили и перевели на «робот».

За время производства модель постоянно совершенствовалась. Производитель перешёл с собственных карбюраторов на французские «Зенит», дорабатывал распредвалы для увеличения мощности, а в 1913 году внедрил 4-ступенчатую коробку передач взамен 3-ступенчатой. Автомобили серии С24 выпускались с колёсной базой 3305 мм и широкой гаммой кузовов: от открытых торпедо до лимузинов и кабриолетов.

Всего за девять лет было выпущено 347 автомобилей серии С-24. Общее же производство всех моделей «Руссо-Балт» до 1918 года превысило 600 единиц. Завод был национализирован после революции и переименован в Первый Государственный бронетанковый завод. Последний автомобиль сошёл с конвейера 26 апреля 1918 года. Интересным фактом является создание на базе модели С24/40 полугусеничных вездеходов по проекту французского изобретателя Адольфа Кегресса.

Мировая слава и спортивные достижения
Автомобили «Руссо-Балт» завоевали международное признание благодаря успехам в престижных соревнованиях, таких как ралли Санкт-Петербург — Монте-Карло в 1912 и 1913 годах. Особую известность получил один конкретный экземпляр.
«Руссо-Балт» стал первым автомобилем, покорившим склоны вулкана Везувий. Речь идёт о модели С24-30 1910 года выпуска, принадлежавшей редактору автомобильного журнала Андрею Нагелю. На этой машине он за четыре года проехал около 80 000 километров по дорогам России, Европы и Северной Африки без серьёзных поломок. Автомобиль участвовал в трёх сложнейших ралли и в знаменитом восхождении на Везувий.

Для своих путешествий Нагель существенно доработал машину. На автомобиле был установлен специальный кузов, два топливных бака общим объёмом 250 литров, дополнительное электрооборудование, запаска и багажное отделение. Эти модернизации позволили машине показывать выдающуюся надёжность в экстремальных условиях.

Помимо флагманской серии С24, завод выпускал и более доступные модели. Серия К12/20 с двигателем объёмом 2211 см³ была самой дешёвой и пользовалась спросом для личного использования — было продано 140 таких машин. Модель Е15/30 выпускалась в меньших количествах, всего несколько десятков экземпляров.
Больше интересных статей здесь: Новости.