![]()
В ходе обсуждения законопроекта, который может отменить требование о наличии полиса ОСАГО для регистрации автомобиля в ГИБДД, эксперты выступили с инициативой о значительном увеличении штрафов за управление транспортным средством без действующего страхования автогражданской ответственности.
Контекст и история вопроса
Напомним, что в декабре 2023 года глава Российского союза автомобильных страховщиков (РСА) Евгений Уфимцев в интервью «Известиям» сообщал, что планируемые штрафы за отсутствие полиса, выявляемые с помощью камер, изначально не должны были превышать 800 рублей. Идея повышения суммы до 5000 рублей тогда была отклонена. Однако Уфимцев отмечал, что если автоматизированная система контроля не будет запущена к 2024 году, вопрос о размере штрафа придется пересмотреть. Основная цель проекта — повышение безопасности на дорогах за счет массового принуждения водителей к оформлению страховки.
Предполагалось, что система будет фиксировать не все автомобили подряд, а в первую очередь те, которые уже нарушают ПДД (например, пересекают разметку или превышают скорость). Вопрос о повышении штрафов был отложен, но с оговоркой: если проверки с помощью камер не начнутся до конца 2024 года, систему наказаний необходимо будет пересмотреть.
Законодательные изменения
Как сообщалось ранее, в июне 2023 года в Госдуму был внесен масштабный законопроект, ключевым нововведением которого стало исключение полиса ОСАГО из списка обязательных документов для регистрации автомобиля в ГИБДД. Важно понимать, что это не отменяет саму обязанность иметь страховку — контроль за ее наличием должен перейти к системе дорожного надзора.
Законопроект успешно прошел первое чтение в ноябре 2023 года и был единогласно поддержан во втором чтении 18 июня 2024 года.
Обратите внимание: BMW подтвердила запуск X4 второго поколения.
Окончательное, третье чтение запланировано на 25 июня 2024 года.Идею «отвязки» полиса от регистрации в целом поддержали Банк России и Российский союз автостраховщиков, но с критически важным условием: параллельно должен быть запущен эффективный автоматический контроль с использованием камер фото- и видеофиксации ГИБДД.
Позиция регуляторов и новые сроки
«Система ОСАГО создана для защиты всех участников дорожного движения. Переход на контроль с помощью камер позволит осуществлять мониторинг в режиме реального времени, своевременно выявлять нарушителей и применять к ним меры воздействия, начиная с предупреждения», — заявил в ноябре прошлого года министр РФ Илья Смирнов.
Согласно последней информации, запуск системы камер, способных проверять наличие полиса ОСАГО, ожидается осенью 2024 года. При этом в законопроекте дата вступления в силу поправок об отмене обязательного предъявления страховки при регистрации перенесена на 1 марта 2025 года. Аналитики связывают эту отсрочку с давлением страхового рынка, который настаивает на синхронном запуске двух процессов: отмены требования при регистрации и ввода автоматического контроля на дорогах.

Аргументы экспертов за увеличение штрафов
На фоне этих обсуждений автомобильные эксперты вновь заговорили о необходимости существенного повышения штрафов за езду без ОСАГО. Они указывают на то, что после отмены проверки полиса при регистрации единственным местом массового контроля останется дорога, а действующие штрафы слишком низки для сдерживания нарушителей.
19 июня 2024 года с соответствующей инициативой выступил Игорь Моржаретто, автомобильный эксперт и член Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Минтранса РФ. «Сегодня наличие полиса по-настоящему проверяют только при постановке машины на учет. На дороге такие проверки единичны, а штраф за их отсутствие несоразмерно мал», — пояснил он в интервью «Рен ТВ».
Главный аргумент экспертов — безопасность и финансовая защита законопослушных водителей. По приблизительным оценкам, около 4 миллионов автомобилистов в России управляют транспортом без действующего полиса ОСАГО. В случае аварии с их участием пострадавшие могут столкнуться с длительными судебными разбирательствами и проблемами с возмещением ущерба, а в худшем случае — не получить компенсацию вовсе.
«Это создает огромные риски для всех участников движения. Если мы упрощаем процедуру регистрации, отменяя обязательное предъявление полиса, то должны ужесточить наказание за его отсутствие на дороге. Даже предложенные ранее 5000 рублей сейчас выглядят незначительной суммой, учитывая, что средняя стоимость самого полиса ОСАГО уже приближается к 8000 рублей», — заключил Моржаретто.
Таким образом, вопрос о повышении штрафов за езду без ОСАГО в 2024 году снова становится актуальным. Эксперты считают, что размер штрафа должен быть таким, чтобы он служил реальным сдерживающим фактором и стимулировал водителей к оформлению страховки.
Если вам необходимо оформить или продлить полис ОСАГО, вы можете сравнить цены на нашем сайте и выбрать наиболее выгодный вариант.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: После второго чтения законопроекта об отмене ОСАГО в ГИБДД эксперты предложили увеличить штрафы за езду без ОСАГО.
