Три ключевые причины перегрева АКПП и вариатора: неисправности, условия и манера вождения

Почему автоматические трансмиссии склонны к нагреву

Механическая коробка передач (МКПП) обладает самым высоким коэффициентом полезного действия (КПД) — около 96-98%. Это означает, что потери энергии, преобразующейся в тепло, минимальны. В отличие от нее, автоматические коробки передач (АКПП) и вариаторы (CVT) имеют более низкий КПД, обычно не превышающий 90%. Следовательно, примерно 10% энергии двигателя в них рассеивается в виде тепла.

Главный источник нагрева в классических автоматах — гидротрансформатор. В нем происходит интенсивное перемешивание трансмиссионной жидкости, что вызывает ее нагрев. Нагрев снижается только после блокировки гидротрансформатора фрикционной муфтой, которая сама при этом также нагревается.

В АКПП дополнительный нагрев создается пакетами фрикционных дисков, которые проскальзывают при каждом переключении передачи. В вариаторах этого эффекта нет, поэтому их КПД чуть выше, а тепловыделение — несколько меньше.

Далее рассмотрим три основные группы причин, которые могут привести к опасному перегреву автоматических трансмиссий.

1. Технические неисправности и конструктивные недостатки

Изначально АКПП создавались для надежной работы в тяжелых условиях, в том числе для военной техники. Однако современные производители легковых автомобилей часто стремятся к удешевлению и облегчению конструкции, что может снизить запас прочности. Даже небольшие отклонения в состоянии агрегата или его системы охлаждения способны спровоцировать перегрев.

Загрязнение радиатора. Существует два основных типа системы охлаждения трансмиссии: встроенный в основной радиатор двигателя или отдельный автономный радиатор. Засорение сот любого из них ухудшает теплообмен и ведет к росту температуры жидкости.

Неисправность вентилятора охлаждения. Поломка электровентилятора радиатора двигателя опасна не только для мотора, но и для АКПП или вариатора, чей теплообменник часто расположен рядом. Интересно, что принудительное включение кондиционера обычно активирует этот вентилятор, что может временно помочь в охлаждении.

Проблемы с термостатом и жидкостью. На некоторых мощных автомобилях (например, Volkswagen Touareg) может заклинить термостат, регулирующий поток трансмиссионной жидкости, что приводит к ее локальному перегреву. Также к проблемам ведут использование старой, отработавшей свой ресурс жидкости, которая хуже отводит тепло и способствует проскальзываниям, и низкий ее уровень в системе.

Общий износ и конструктивные просчеты. Изношенные фрикционные элементы дольше проскальзывают, генерируя больше тепла. Иногда перегрев заложен конструктивно — как у некоторых моделей Mitsubishi или Chevrolet Cruze, где штатного охлаждения вариатора было недостаточно. В таких случаях часто помогает установка дополнительного радиатора.

2. Экстремальные условия эксплуатации

Гражданские автомобили не рассчитаны на постоянные экстремальные нагрузки. К перегреву трансмиссии могут привести:

  • Длительная пробуксовка в грязи или снегу.
  • Буксировка тяжелого прицепа или постоянная езда с полной загрузкой.
  • Долгое движение в плотной городской пробке на малой скорости.

В таких ситуациях, как и в случае с неисправным вентилятором, может помочь принудительное включение кондиционера для активации вентилятора охлаждения.

3. Агрессивная манера вождения

Стиль управления автомобилем напрямую влияет на тепловой режим трансмиссии. Чтобы избежать перегрева, рекомендуется:

Двигаться плавно, без резких разгонов и торможений, которые заставляют коробку интенсивно переключаться.

В пробках использовать ручной режим, фиксируя первую передачу. Это предотвращает ненужные попытки коробки переключиться на вторую при каждом небольшом подкате, уменьшая количество циклов срабатывания фрикционов.

На трассе фиксировать высшую передачу в ручном режиме, чтобы избежать ненужных понижающих переключений при обгонах или подъемах.

Правильно использовать нейтраль. На коротких остановках (светофор) переключаться в «N» не стоит, так как последующее включение «D» создаст дополнительную нагрузку. Но при длительной стоянке (например, на железнодорожном переезде) перевод селектора в нейтраль снимет нагрузку с гидротрансформатора и уменьшит нагрев.

Как контролировать температуру трансмиссии

Большинство современных АКПП и вариаторов оснащены датчиками температуры. Их показания можно вывести на экран с помощью:

  • Штатного или установленного бортового компьютера, запрограммированного на отображение этого параметра.
  • Дешевого Bluetooth-сканера ELM327 в паре со смартфоном и специальным приложением (например, Torque, Car Scanner).

Регулярный мониторинг температуры поможет вовремя заметить проблему и принять меры, предотвратив серьезное повреждение дорогостоящего агрегата.

Алексей Ворон

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Эксперт «За рулем» назвал 3 причины перегрева автоматической коробки и «вариатора».