![]()
10 июня 2024 года глава ГИБДД России Михаил Черников направил в региональные подразделения ведомства важное разъяснительное письмо. Этот документ направлен на упрощение процедуры для автомобилистов, имеющих водительское удостоверение категории B, и касается спорного вопроса об отметке AS в правах.
Нормативная база изменений
Данное письмо стало продолжением масштабных изменений в правилах выдачи водительских удостоверений, которые начали действовать с 1 апреля 2024 года. Основой для них послужил ряд нормативных актов:
- Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 313-ФЗ
- Распоряжение Правительства РФ от 16 декабря 2023 г. № 2177
- Приказ МВД России от 9 января 2024 года № 1, вносящий изменения в порядок замены водительских удостоверений
- Приказ МВД России от 5 марта 2024 года № 90, корректирующий административный регламент по проведению экспертиз и выдаче прав
Ранее портал «Автосправочная.com» уже публиковал обзор ключевых нововведений, но ситуация с подкатегорией B1 требовала дополнительных разъяснений.
Суть изменений для подкатегории B1
С 1 апреля 2024 года была скорректирована формулировка, касающаяся подкатегории B1. Если ранее в законе было указано, что права категории B дают право на управление транспортными средствами подкатегории B1, «кроме транспортных средств с мотоциклетными сиденьями или рулями мотоциклетного типа», то теперь эта оговорка исчезла.
Новая редакция закона гласит, что право управления транспортными средствами подкатегории «В1» предоставляется автоматически при наличии категории «В». Отдельно выделяется подкатегория «В1» с мотоциклетным сиденьем или рулем мотоциклетного типа – для её управления необходимо иметь открытую категорию «А».
Это изменение имеет большое практическое значение, особенно в свете упрощённых правил управления снегоходами и вездеходами, вступивших в силу в декабре 2023 года. Теперь для управления личными квадроциклами и снегоходами не требуется удостоверение тракториста-машиниста. Однако тонкость заключалась в том, что без ограничений это могли делать только водители с открытой категорией А или B1 с мотоциклетной посадкой. Владельцы прав категорий B, C, D могли управлять такими транспортными средствами только в рамках аренды после прохождения инструктажа.
Именно поэтому многие автомобилисты ждали 1 апреля, надеясь, что поправки позволят им на законных основаниях управлять всеми видами техники подкатегории B1.
Ответ ГИБДД и возникшие противоречия
Для прояснения ситуации был направлен официальный запрос в ГИБДД. Ответ, полученный 27 апреля 2024 года, внес ясность, но и выявил бюрократическую коллизию. В письме ведомства указывалось, что управлять транспортными средствами подкатегории B1 с мотоциклетным сиденьем могут лица, не имеющие отметки «AS» на обороте водительского удостоверения. При этом, если у водителя открыты обе категории A и B, отметка AS ставится напротив подкатегории B1, что фактически запрещает управление личными квадроциклами.
Проблема заключалась в том, что действующий Приказ МВД России № 365 (в редакции января 2024 года) по-прежнему предписывал проставлять отметку AS напротив подкатегории B1 при выдаче прав категории B, если у водителя не открыта категория A.
![]()
Разъясняющее письмо Михаила Черникова
Ситуацию разрешило письмо руководителя ГИБДД Михаила Черникова от 10 июня 2024 года. В нём даны четкие указания региональным управлениям: отметка AS в водительском удостоверении должна проставляться только при наличии медицинских ограничений на управление транспортным средством с мотоциклетной посадкой.
Проще говоря, если в медицинской справке водителя, получающего или меняющего права категории B, нет противопоказаний к управлению техникой с мотоциклетным сиденьем или рулём, то ограничительная отметка AS ставиться не должна. Это прямое указание призвано привести работу подразделений ГИБДД в соответствие с духом нового закона.
Одними из первых на это письмо отреагировали в ГИБДД Тамбовской области, направив свои разъяснения уже 11 июня.
![]()
Порядок действий для водителей
Таким образом, владельцы прав категории B, у которых в удостоверении уже стоит отметка AS, теперь имеют алгоритм для её устранения:
- Получить новую медицинскую справку, в которой не будет ограничений на управление транспортными средствами с мотоциклетным сиденьем или рулём.
- Оплатить государственную пошлину за замену водительского удостоверения.
- Обратиться в ГИБДД для замены прав на новое удостоверение без отметки AS.
Это позволит легально управлять личными квадроциклами и снегоходами подкатегории B1, не получая дополнительно удостоверение тракториста.
Важное замечание и перспективы
Однако эксперты советуют автомобилистам не спешить с заменой прав. Письмо Черникова, хотя и является руководством к действию, не отменяет и не изменяет действующий Приказ МВД №365. Это создаёт правовую неопределённость: на местах инспекторы могут по-прежнему руководствоваться старым приказом. Возникает закономерный вопрос: зачем вносить изменения на уровне федерального закона, оставлять без корректировки подзаконный акт (приказ МВД), а затем исправлять ситуацию письмом, которое ему противоречит?
Ожидается, что в ближайшее время МВД России внесёт соответствующие поправки в Приказ №365, чтобы устранить это противоречие и избежать спорных ситуаций в работе инспекций и при обращении граждан.
Обратите внимание: О масштабных отзывах автомобилей в России.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 10 июня 2024 года глава ГИБДД России Михаил Черников направил в регионы письмо, упрощающее жизнь некоторым автолюбителям.


