![]()
10 июня 2024 года в Государственную Думу был официально внесен законодательный проект, устанавливающий административную ответственность за опасное вождение. Новые нормы предусматривают не только значительные штрафы, но и лишение водительских прав.
Что такое опасное вождение и почему его долго не могли наказать?
Понятие «опасное вождение» появилось в российских Правилах дорожного движения еще в 2016 году. Согласно пункту 2.7 ПДД, под этим термином понимается неоднократное совершение одного или нескольких последовательных действий, которые вынуждают других участников движения изменять скорость или направление, создавая реальную угрозу аварии с человеческими жертвами или материальным ущербом.
Законодатели дали четкое определение маневрам, которые формируют опасное вождение:
- Отказ уступить дорогу автомобилю, имеющему приоритет, при перестроении.
- Смена полосы движения в плотном потоке, когда все ряды заняты (исключение — маневры для поворота, разворота, остановки или объезда препятствия).
- Движение без соблюдения безопасной дистанции до впереди идущего транспорта.
- Игнорирование безопасного бокового интервала.
- Резкое, необоснованное торможение, не связанное с предотвращением ДТП.
- Создание помех для обгона.
Долгое время существовал правовой парадокс: ПДД запрещали опасное вождение, но Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) не содержал отдельной статьи для его наказания. Инспекторы могли привлечь водителя лишь за отдельные маневры, например, за нарушение правил перестроения (штраф 500 рублей) или неправильную остановку (1500 рублей), что не соответствовало серьезности совокупности действий «дорожного агрессора».
Новые штрафы и наказания
Внесенный законопроект призван устранить этот пробел. В КоАП планируется ввести новую статью — 12.38 «Опасное вождение».
![]()
Если инициатива будет принята, наказания станут существенно строже:
- За первое зафиксированное нарушение предусмотрен штраф от 3 000 до 5 000 рублей.
- Повторное опасное вождение в течение года будет караться лишением права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.
Текущий статус законопроекта и позиция властей
В мае 2024 года Правительство России в целом поддержало идею, но указало на необходимость технических доработок. В частности, требуется четко прописать в законе полномочия сотрудников ГИБДД по рассмотрению таких дел, а также гарантировать, что реализация нововведений не потребует дополнительных бюджетных расходов на увеличение штата.
Обратите внимание: 10 ноября 2022 года в Госдуму внесён законопроект, предусматривающий установку датчиков усталости на автомобили такси, автобусы и грузовики.
После учета замечаний документ будет направлен в профильный комитет Госдумы для подготовки к первому чтению.
Автор законопроекта, депутат Ярослав Нилов (ЛДПР), заявил, что его цель — положить конец безнаказанности «дорожных агрессоров», которые своими рискованными маневрами («шашки», «подрезание», демонстративное торможение) годами создавали угрозу на дорогах.
Точная дата вступления закона в силу пока не определена. Штрафы за опасное вождение начнут применяться через 10 дней после официальной публикации подписанного Президентом федерального закона.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 10 июня 2024 года в Госдуму внесён законопроект о штрафах и лишении прав за опасное вождение.

