Невозможно управлять автомобилем без приборов. С их помощью можно отображать скорость, температуру двигателя, расстояние до ближайшего препятствия при маневрировании, давление в шинах и другие данные.
Однако их показания не всегда достоверны, а чрезмерная доверчивость может вызвать проблемы. Какие устройства управления выходят из строя чаще всего?
Скорость меньше, чем кажется
Самый ненадежный прибор в автомобиле – спидометр. Ошибка измерения слишком велика для точного измерения скорости. На фактическую скорость влияет множество факторов, включая размер шин, состояние асфальта, встречный или попутный ветер и другие условия.
Спидометр идет от выходного вала коробки передач и отображает косвенные данные, не влияющие напрямую на скорость. В конструкции прибора также предусмотрена регулировка показаний.
Вращение вала передается по гибкому кабелю на магнитный якорь в устройстве, который за счет вращения создает вихревые токи при вращении магнита. Чем быстрее вращается магнит, тем сильнее магнитное поле и тем больше отклонение иглы. Вся конструкция слишком чувствительна к внешним факторам.
Погрешность измерения системы составляет примерно 3%. Чтобы компенсировать неправильные показания приборов, спидометр устроен с завышением скорости на 5%. Это правило стало национальным стандартом и теперь все показания спидометра завышены примерно на 5%.
Таким образом, автомобиль на самом деле едет медленнее, чем отображается на приборной панели. Это удобно, особенно если на дороге много камер контроля скорости.
В современных цифровых спидометрах правило завышения является прогрессивным. Чем выше скорость, тем сильнее «врет» спидометр. Если при 100 км/ч он завышает показания на 5%, то при 130 км/ч коэффициент приближается к 7%.
Неправильный пробег
По вышеуказанным причинам автомобиль не может правильно считать пройденный путь и одометр.
Обратите внимание: Почему у новых Мерседесов такие большие значки.
Он также коррелирует с показаниями спидометра и работает через тот же гибкий вал, а это означает, что пробег автомобиля также фактически завышен. На самом деле примерно на 5 меньше.Погрешности измерений могут быть искажены и простой установкой на автомобили нестандартных шин. Если вместо шин размера 185/60R14 установить колеса размером 195/55R15, радиус колес увеличится и скорость автомобиля увеличится при сохранении вращательной силы приводного вала. В этом случае одометр показывает меньше километров, чем реально пройдено.
Ошибки ABS
Антиблокировочная система тормозов также может давать неправильные показания. На большинстве автомобилей он работает путем измерения изменений скорости вращения колес. Датчик ABS расположен в основании ступицы колеса и контролирует угловую скорость.
Если при торможении одно из колес внезапно буксует на льду и резко меняет скорость вращения относительно других колес, электронная система вмешивается в работу тормозов и сбрасывает давление в гидросистеме. Автомобиль также замедлился, но остался устойчивым на траектории.
Но перекос колес может быть вызван не только пробуксовкой на скользкой дороге, но и другими причинами. Например, из-за низкого давления или из-за неровностей дороги. В результате АБС часто допускает ошибки и выдает команды на снижение интенсивности торможения тогда, когда в этом просто нет необходимости.
Например, даже на сухом асфальте с отличным сцеплением, если под колесами появится множество мелких ямок, электроника «отпустит» тормоза, из-за чего колеса начнут вибрировать и потеряют «связь» с дорогой. АБС воспримет это как движение по льду и не позволит другим колесам затормозить. Это значительно увеличит тормозной путь.
Что, если в это время перед тем же участком дороги затормозит грузовик? В этом случае может произойти столкновение. Об этом нужно помнить и всегда заранее тормозить, особенно на плохих дорогах, так как ошибки АБС могут стать причиной неожиданного столкновения.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Почему показания спидометра, одометра и прочих приборов часто недостоверны.