Новые ограничения для водителей такси: как гражданство повлияет на рынок перевозок и цены

Работа водителем такси в России теперь сопряжена с новым требованием: в ряде регионов для этой деятельности стало обязательным наличие российского гражданства. Это дополняет уже существующее правило, согласно которому для управления транспортным средством необходимы национальные водительские права. Таким образом, иностранные граждане теряют возможность легально работать в этой сфере на территории указанных субъектов РФ.

Динамика тарифов и логика рынка

Стоимость поездки на такси напрямую зависит от рыночного баланса спроса и предложения. В моменты, когда количество доступных автомобилей на линии недостаточно для удовлетворения запросов всех клиентов, тарифы мгновенно возрастают. Каждый пользователь сервисов такси сталкивался с ситуацией, когда в непогоду — во время дождя или снегопада — время ожидания машины увеличивается, а цена поездки может вырасти в разы. Порой система и вовсе сообщает об отсутствии свободных экипажей.

Для рядового пассажира ключевыми факторами при выборе такси остаются скорость подачи машины и доступная цена. Гражданство водителя, как правило, находится в самом низу списка его приоритетов. Однако новые административные барьеры могут напрямую повлиять на эти два главных критерия.

Если из-за новых ограничений количество водителей на линии существенно сократится, эффект «высокого спроса», характерный для плохой погоды, может стать повседневной реальностью. В обычный день пассажиры будут дольше ждать машину и платить больше. Альтернативы в виде нелегальных перевозок («бомбил») или автостопа не только неудобны в современных условиях, но и связаны с юридическими рисками для водителя, не имеющего лицензии.

Кадровые последствия для отрасли

Сколько же водителей могут покинуть рынок из-за нового требования о гражданстве? В мегаполисах доля иностранных водителей весьма значительна и, по некоторым оценкам, достигает трети от общего числа.

Обратите внимание: Дисковые тормоза на Лада Весту седан теперь ставят на конвейере.

Это означает, что потенциальные потери для парка такси в крупных городах могут быть очень ощутимыми.

В регионах и небольших городах ситуация несколько иная — там выше доля местных кадров. Тем не менее, и там иностранные граждане активно работают как в такси, так и в сфере пассажирских автобусных перевозок, компенсируя нехватку местных рабочих рук. Эксперты оценивают их долю в 10-15% от общего числа водителей.

Даже если отрасль покинет 10% водителей, и их места не будут оперативно заняты (учитывая рекордно низкий уровень безработицы в стране), это неизбежно приведет к дефициту предложения. Последствия мы уже наблюдали в теории: увеличение времени ожидания и рост стоимости поездок для конечного потребителя.

Экономический эффект: зарплаты и инфляция

Рост цен на услуги такси, вызванный дефицитом водителей, может иметь неожиданные последствия для всей экономики. Если доходы оставшихся водителей существенно вырастут, профессия таксиста станет значительно более привлекательной на рынке труда.

Возникнет ситуация, когда работник, например, с завода, получающий 50 000 рублей в месяц, может предпочесть перейти в такси, где заработок потенциально выше. На освободившееся место на заводе будет сложно найти сотрудника по прежней зарплате, особенно если для него требуются специфические навыки, а привлечь иностранную рабочую силу по каким-то причинам невозможно. Предприятию, чтобы сохранить кадры, придется повышать заработную плату, что, в свою очередь, ведет к росту себестоимости и конечной цены продукции. Такая цепочка событий вносит свой вклад в общий инфляционный процесс.

Будущее сервисов такси и привычки потребителей

Спрос на услуги такси демонстрирует устойчивый рост, и лишь период пандемийных ограничений стал исключением из этой тенденции. Современные пользователи привыкли к тому, что машину можно вызвать в пару кликов в смартфоне по предсказуемой и приемлемой цене.

Если административные меры, включая новые требования к гражданству, приведут к хронической нехватке водителей, потребителям придется адаптироваться к новой реальности. Эта реальность может характеризоваться стабильно более высокими тарифами и ухудшением доступности сервиса. Оценили ли регуляторы все возможные последствия таких решений для транспортного рынка и смежных отраслей? Ответ на этот вопрос станет ясен со временем.

Петр Шкуматов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Для работы водителем такси теперь требуется российское гражданство.