Советские суперкары 80-х: забытые проекты, которые могли бросить вызов иномаркам

В романтическую эпоху 80-х годов в СССР рождались уникальные автомобили, созданные с амбициозной целью — соревноваться на трассах с лучшими зарубежными спортивными моделями. Это были смелые проекты, отражавшие дух времени и технические мечты инженеров.

Ветер перемен: советская GT-мечта

Во второй половине 1980-х в советской прессе всерьёз обсуждалась возможность запуска мелкосерийного производства автомобилей класса GT — спортивных и гоночных машин. Идея казалась дерзкой: создать отечественные аналоги таких легенд, как Audi Sport Quattro или Lancia Stratos, и доказать, что советский автопром способен на большее.

Толчком к развитию стал новый раллийный класс (с 1988 года — группа А5), который позволял строить специальные спортивные автомобили с двигателями объёмом до 2 литров. До этого советские гонщики выступали на машинах, близких к серийным, что сильно ограничивало их потенциал на фоне мощных полноприводных зарубежных «монстров» группы B с моторами до 350 л.с. Хотя группа B была запрещена в 1986 году из-за трагических инцидентов, советские энтузиасты уже загорелись идеей создания собственных гоночных автомобилей.

«Белая ворона»: Москвич-спорт

Символичное прозвище «Белая ворона» полностью отражало суть этого проекта АЗЛК. Построенный в 1988 году автомобиль (АЗЛК-2141А5 или «Алеко-141КР») радикально отличался от всего, что выпускалось в СССР. От серийного «Москвича-2141» здесь остались лишь некоторые элементы передка и лобовое стекло.

Машина имела пространственный каркас с панелями из стекловолокна, среднемоторную компоновку (двигатель за сиденьями) и задний привод. Двухлитровый уфимский мотор с карбюраторами Weber развивал 175 л.с., что при массе 890 кг позволяло разгоняться до 200 км/ч. Подвеска — полностью независимая, тормоза — дисковые на всех колёсах. Завод даже рассматривал полноприводную версию, но начал испытания с заднеприводной на ралли «Память». Однако дальнейшему развитию помешали нарастающие экономические трудности.

«Восьмёрки» с плюсом: гоночные Лады

В Тольятти также работали над спортивными проектами. Первым стал ВАЗ-29081 (ВАЗ-2108 Ралли) — заднеприводная машина с центральным расположением двигателя. Агрегат создали на базе блока ВАЗ-2106, увеличив объём до 1,9 литра и оснастив четырёхклапанной головкой и карбюраторами Weber. Мощность составляла 145–150 л.с. при 7500 об/мин.

Вскоре появилась и полноприводная версия — ВАЗ-29084 (Лада-2108 Ралли 4х4) с тем же мотором. От серийной «восьмёрки» в этих автомобилях осталось очень мало — по сути, это были совершенно новые конструкции.

Отдельная глава — литовский проект. В 1986 году на Вильнюсском заводе ВФТС под руководством чемпиона СССР Стасиса Брундзы создали Ладу ЭВА (EVA). Это был заднеприводный автомобиль с пространственной рамой. Двигатель, аналогичный тольяттинскому, но с системой впрыска и наддувом, развивал уже 300 л.с., разгоняя машину до 100 км/ч за 7 секунд. Существовал и проект полноприводной версии мощностью 350 л.с., но он так и не был реализован.

«Апельсины» от НАМИ: эксперименты с полным приводом

Молодые инженеры НАМИ также внесли свой вклад. Их первый проект — полноприводный НАМИ-0290 «Апельсин», построенный на элементах кузова «Таврии» со стеклопластиковыми панелями. Двигатель ВАЗ-2106 объёмом 1,6 литра благодаря наддуву выдавал 180 л.с. Агрегат располагался в базе, а элементы трансмиссии были взяты от «Нивы». Машина получилась довольно тяжёлой — 1000 кг, но это был важный экспериментальный образец.

Развитием идеи стал НАМИ-0300 «Апельсин-2» 1991 года. Это был более совершенный полноприводный автомобиль с 2,3-литровым двигателем ЗМЗ-406.10 мощностью 180 л.с. Он разгонялся до 100 км/ч за 9,6 секунды и достигал 210 км/ч. Инженеры планировали дальнейшее развитие: совместно с ЗМЗ готовился мотор мощностью 300–350 л.с. с наддувом. Для автомобиля создали оригинальную пятиступенчатую КПП, двухдисковое сцепление, независимую подвеску и систему плавного распределения крутящего момента по осям.

Эстонская «Таврия-ЭРФ»: спорткар из Прибалтики

Ещё до запуска в серию «Таврии» в Эстонии, в спортивно-техническом клубе студии «Эстрекламфильм» (ERF), создали среднемоторный спорткар для ралли 9-го класса. В 1986 году построили две такие машины.

За сиденьями установили форсированный двигатель ВАЗ-2106 с двумя карбюраторами Weber. Объём увеличили до 1,8 литра, мощность достигла 140 л.с. Кузовные панели были из стеклопластика, а общая масса составляла всего 800 кг.

Послесловие: романтика, опередившая время

Советские суперкары 80-х остались наивными, но прекрасными проектами энтузиастов — инженеров и дизайнеров, мечтавших создать нечто своё, оригинальное. В те годы было сложно представить, что эти машины смогут реально конкурировать на «Дакаре» (хотя позже модифицированная «Восьмёрка» там выступила, но уже при участии французов).

Большинство проектов не получили развития, но они навсегда остались свидетельством творческого порыва и технической смелости. Эти романтики, жаждавшие нового, заслуживают уважения и памяти.

Сергей Канунников

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Эксперт «За рулем» рассказал о редких советских машинах класса GT.